Цитаты со словом «символ»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
И сейчас тошно вспоминать об этом безобразии» (Булгаков С. Н. У стен Херсониса
Символ.
Что вы знаете или мните о природе вещей, лежит далеко в стороне от области религии: воспринимать в нашу жизнь и вдохновляться в этих воздействиях (вселенной) и в том, что они пробуждают в нас, всем единичным не обособленно, а в связи с целым, всем ограниченным не в его противоположности иному, а как
символом бесконечного — вот что есть религия; а что хочет выйти за эти пределы и, напр., глубже проникнуть в природу и субстанцию вещей, есть уже не религия, а некоторым образом стремится быть наукой…
[Никейская формула» или, точнее, Никейский
символ веры был принят на I Вселенском соборе в 325 г. в Никее, собор осудил арианство как ересь.
Содержание мифа выражается в
символах.
Что же такое религиозный
символ?
Так,
символ в рационалистическом применении берется как условный знак, аббревиатура понятия, иногда целой совокупности понятий, конструктивная схема, логический чертеж; он есть условность условностей и в этом смысле нечто не сущее; он прагматичен в своем возникновении и призрачен вне своего прагматизма; он возникает по определенному поводу, цепляется за вещи лишь в предуказанных точках, его реализм частичен, акцидентален.
Противоположностью этому символизму условных знаков и прагматических схем является символизм в религии и искусстве, которые одинаково пользуются
символом (чем намечается их таинственная близость).
В отличие от прагматически-условного характера научных понятий, содержание
символа объективно и полновесно, в противоположность понятиям — «скорлупам», не имеющим своего содержания, или словам, внутренне чуждым слова.
Такое понимание культа приводит к тому, что в его символическом действе видят лишь произвольно установленные аллегорические
символы, или театральные жесты, возбуждающие известное настроение или выражающие известную идею (почти такое значение получил обряд и в современном протестантизме, где даже евхаристия понимается как некая символическая аллегория).
Чтобы понять значение культа, нужно принять во внимание его символический реализм, его мифотворческую энергию: для верующих культ не есть совокупность своевольно избранных
символов, но совершенно реальное богодейство, переживаемый миф или мифологизирование действительности.
В богослужебном ритуале, естественно возникающем в каждой религии, символически переживается содержание мифа, догмат становится не формулой, но живым религиозным
символом.
[Имеется в виду многовековой спор ариан, противопоставлявших принцип «подобносущности» Бога-Отца и Бога-Сына принципу «единосущности», который был провозглашен в Никейском
символе веры.
Неизреченность не есть синоним бессловесности, алогичности, антилогичности, скорее наоборот, она-то и есть непрерывная изрекаемость, рождающая словесные
символы для своего воплощения.
Никогда нельзя сказать про человека, действительно прикоснувшегося к церковной жизни, что для него догматы суть только учение или рациональные схемы, логические
символы, ибо прикосновенность эта именно и означает реальную встречу Бога с человеком в живом личном опыте, личное мифотворчество.
Таким образом установляется принципиальная возможность и даже необходимость «
символа веры» [Краткое изложение основ вероучения, главных догматов какой-либо религии.
Христианский
символ веры был принят на Никейском вселенском соборе (325 г.), затем дополнялся на Константинопольском соборе (381 г.).
В католицизме
символ веры пересматривался и редактировался на Тридентском соборе (1545–1563).], для всех членов Церкви общего и обязательного.
Если философии доступна только истинность, а не сама Истина, открывающаяся человеку в
символах религии, то и путь ее есть постоянное постигание, без окончательного постижения, — «ewige Aufgabe».
Библия есть одновременно и просто книга, доступная научному изучению, и памятник иудейской письменности, и Книга книг, вечный
Символ, раскрывающийся только вере, только молитве, только благоговению.
Подобным же образом и догматы в том виде, как изучает их Dogmengeschichje [История догматов (нем.) — название фундаментального исследования А. Гарнака (т. 1–3, 1885–1889).], суть лишь доктринальные тезисы, Lehrsätze [Научное положение, тезис (нем)], исторически обусловленные в своем возникновении, для религиозного же сознания они суть
символы встреч с Божеством, религиозные реальности.
В этом смысле НЕ, как
символ трансцендентного, неизмеримо энергичнее и радикальнее всякого частного, предметного не.
«Это чудо есть единое, которое есть не существующее (μη öv), чтобы не получить определения от другого, ибо для него поистине не существует соответствующего имени; если же нужно его наименовать, обычно именуется Единым… оно трудно познаваемо, оно познается преимущественно чрез порождаемую им сущность (ουσία); ум ведет к сущности, и его природа такова, что она есть источник наилучшего и сила, породившая сущее, но пребывающая в себе и не уменьшающаяся и не сущая в происходящем от нее; по отношению к таковому мы по необходимости называем его единым, чтобы обозначить для себя неделимую его природу и желая привести к единству (ένοΰν) душу, но употребляем выражение: «единое и неделимое» не так, как мы говорим о
символе и единице, ибо единица в этом смысле есть начало количества (ποσού άρχαί), какового не существовало бы, если бы вперед не существовала сущность и то, что предшествует сущности.
Для выражения своих мыслей о божественном мы пользуемся
символами (συμβόλοις) и аналогиями (αναλόγως).
Другими словами, Бог как Абсолютное совершенно свободен от мира, или «премирен», им ни в какой степени не обусловливается и в нем не нуждается [Отношение между тварью и Абсолютным может быть помощью математического
символа бесконечности оо выражено так: оо + любая конечная величина или тварь = оо, следовательно, тварь для бесконечности, в сравнении с бесконечностью = 0, оставаясь для себя величиной.
Бесспорно, все в природе исполнено божественного смысла, вся она есть
символ Бога (как это с особенной живостью чувствовал Карлейль), углублением в эту символику порождается пафос поэтов, натурфилософов, мистиков, магов.
«Знаменитый
символ пещеры у Платона, — пишет А. А. Тахо-Годи в комментарии к этому месту диалога, — дает читателю образное понятие о мире высших идей и мире чувственно воспринимаемых вещей, которые суть не что иное, как тени идей, их слабые копии и подобия» (там же.
Но этой гениальности он не может, не умеет в себе открыть, разрыть Кастальский ключ вдохновения [Кастальский ключ — родник на горе Парнас, обладавший способностью давать пророческую силу;
символ поэзии.], хотя порой и изнемогает от жажды.
Вообще многобожие в язычестве свидетельствует не о нежелании, но о бессилии подняться до Единого Божества, пребывающего трансцендентным, и есть
символ этой трансцендентности, невыразимости Божества.
Троицы, хотя он и весь полон об этом указаний и
символов; в частности, остается нераскрытой ипостась Отца, так же как и Сына.
Сила искусства не в том, что оно само владеет красотой, но в том, что оно в своих художественных
символах обладает ключом, отверзающим эту глубину: a realibus ad realiora!
Поэтому оно само есть тоже лишь
символ, зов, обетование, величавый жест, однако — увы! — упадающий в бессилии.
Однако теургический характер присущ был, — но, конечно, лишь в известной степени, — и ветхозаветному богослужению, поскольку ветхозаветная церковь неразрывно связана с христианством и полна
символов и прообразов боговоплощения; не чужд он даже и языческому культу в той мере, в какой и язычеству вообще доступно боговедение и благодать Божия, насколько его мистериям и богослужению свойственна была религиозная подлинность.
Она имеет бесконечную глубину, свойственную религиозному
символу, а ее словесная плоть, сохраняя свой собственный характер, становится вместе с тем и священным иероглифом, прозрачным лишь для просветленного ока.
Подобно Библии, теургический характер в известной степени присущ также и церковным молитвам, песнопениям,
символам.
Оно становится зеркалом для res, творя
символы высших реальностей.
Он все-таки остается только «ознаменовательным», как бы ни были реалистичны его
символы, но не становится действенным.
Поэтому «царство и сила, и слава» [Отк. 5:13: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.], истинная власть, принадлежит одному Богу, земная же власть есть
символ Божьего всемогущества.
Подробнее о
символах Откровения Иоанна см.: Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования).
Неточные совпадения
Можно сказать (применяя кантовский термин), что миф есть синтетическое религиозное суждение a priori» [Ср. с высказыванием В. И. Иванова: «Миф есть синтетическое суждение, где сказуемое-глагол присоединено к подлежащему-символу» (Иванов В. Собр. соч.
Цитаты из русской классики со словом «символ»
Социальная аристократия есть аристократия символическая, а не реальная, её качества, вызывающие чувства гордости, не являются качествами лично-человеческими, а лишь знаками,
символами рода.
В описании духовного и мистического опыта всегда будут прибегать к пространственной символике, к
символам высоты и глубины, к
символам сего и иного мира и т. д.
В искусстве творится не новое бытие, а лишь знаки нового бытия,
символы его.
Совершенство переносится с человека на знаки и
символы, на слова и доктрины.
Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух — образы и
символы невыразимого Божества, и это имеет огромное экзистенциальное значение.
Ассоциации к слову «символ»
Синонимы к слову «символ»
Предложения со словом «символ»
- Спустя два века после своего появления и алебарда, и протазан утратили боевое значение и стали символами власти.
- Хищные птицы являлись символами власти военачальников и устрашающими предвестниками битвы.
- Коровий хвост являлся символом власти и служил амулетом, способным отогнать злых духов, поэтому в старину его носили над головой царя.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «символ»
Значение слова «символ»
СИ́МВОЛ, -а, м. 1. Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи. Белый голубь — символ мира. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СИМВОЛ
Афоризмы русских писателей со словом «символ»
- Литература непременно должна быть выражением — символом внутренней жизни народа.
- Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно