Цитаты со словом «устремления»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Во всяком случае, последние события нас не заставили ни в чем существенном пересмотреть или изменить основные линии мировоззрения, верований,
устремлений, отразившихся в этой книге, они даже придали им еще большую определенность и трагический пафос.
Однако и здесь, поскольку мы имеем дело с отношением религиозным, оно связано именно с
устремлением за эмпирическую данность к некоему трансцендентному ноумену [Ноумен — умопостигаемая сущность, в отличие от «феномена» — объекта чувственного содержания.
Что представляет собою молитва по своему «трансцендентальному» составу? прежде всего,
устремление всех духовных сил человека, всей человеческой личности к Трансцендентному: всякая молитва (конечно, искренняя и горячая, а не внешняя только) осуществляет веление: transcende te ipsum [Превзойди себя самого (лат.) — тезис философии Августина (Об истинной религии XXXIX, 72)].
Человек делает в ней усилие выйти за себя, подняться выше себя: в молитве Трансцендентное становится предметом человеческого
устремления как таковое, именно как Бог, а не мир, не человек, как нечто абсолютно потустороннее.
И в то же время, когда молитва «услышана», когда она горяча и вдохновенна, когда достигается ее
устремление — коснуться Трансцендентного, дохнуть им, она содержит в себе и достаточное, даже единственно возможное удостоверение в существовании Трансцендентного и в Его снисхождении к людям: она получает Трансцендентное как имманентное, причем оно становится соприсущим имени Божию, в котором призывается Трансцендентное.
Отчасти это объясняется и тем, что среди людей, живущих религиозно, мало найдется вкуса и интереса к такому анализу; у людей же нерелигиозных нет для него достаточного понимания да и тоже мало интереса.], т. е. непрестанное
устремление к трансцендентному Божеству имманентным сознанием.
Но человек сам должен совершать это усилие, осуществлять это
устремление, поэтому вера есть жизненная задача, подвиг, ибо она может становиться холоднее или огненнее, беднее или богаче.
Итак, вера имеет две стороны: субъективное
устремление, искание Бога, религиозная жажда, вопрос человека, и объективное откровение, ощущение Божественного мира, ответ Бога.
Это — немой, умоляющий, ищущий жест, это — одно
устремление: sursum corda, sursum, sursum, sursum, excelsior!..
Он опознается не принудительностью внешних чувств, не насильственно, но свободным, творческим
устремлением духа, исканием Бога, напряженной актуальностью души в этом направлении.
Религиозная истина универсальна, т. е. кафолична (καθόλου), сообразна с целым, а не с частностями; по внутреннему ее
устремлению, в истине все обретаются как один, или один во всех: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» [Слова православной молитвы, которую читает дьякон за литургией верных перед «Верую».
(Ложное понимание природы мифа, связанное с общим иконоборческим
устремлением, отличает и Лютера и весь вообще протестантизм с его имманентизмом и рационализмом.)
И логическое место Божества в системе определяется общим характером данного философского учения: сравните с этой точки зрения хотя бы систему Аристотеля с его учением о божественной первопричине — перводвигателе, с не менее религиозной по общему своему
устремлению системой Спинозы, или сравните Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля в их учениях о Боге.
Духу иудейского трансцендентного монотеизма было бы ближе, конечно, первое истолкование, оно же более приближает Каббалу и к христианству, к которому идет она самыми существенными своими учениями и
устремлениями (как это не раз было отмечено исследователями Каббалы, напр.
Практическое
устремление религии Abgeschiedenheit есть буддийская нирвана, не только акосмизм, но и антикосмизм: вырваться из мира, который возникает чрез раздвоение твари и Бога, в изначальное божественное ничто. Очевидно, это воззрение не дает места идее истории, мирового процесса, мирового свершения: идеал восстановления первоначального состояния, апокатастасйс, есть здесь голое отрицание мира.
Учение Мальбранша, несомненно, очень глубокое и правильное, по своему
устремлению представляет собой как бы доказательство от противного в пользу гносеологии софийной.] есть только одна из проблем, входящих в состав общего вопроса о софийности мира.
Из слов земля же бе невидима и неустроена (Быт. 1:2) явствует, что «все уже было в возможности при первом
устремлении Божием к творению, как бы от вложенной некоей силы, осеменяющей бытие вселенной, но в действительности не было еще каждой в отдельности вещи… земля была и не была, потому что не сошлись еще к ней качества.
Как сила непрестанного
устремления всего сущего к своему Логосу, к жизни вечной, Красота есть внутренний закон мира, сила мирообразующая, космоургическая; она держит мир, связывает его в его статике и динамике, и она в полноту времен окончательной победой своей «спасет мир».
Обычно эти два
устремления аскетизма, принципиально противоположные между собой, хотя и имеющие внешнее сходство, настойчиво смешиваются одно с другим.
Каждое из этих
устремлений страждет разъединением и в нем находит границу, норму же имеет в преодолевающем «отвлеченность» задании целого, жизни в триединстве истины, добра, красоты.
Но его религиозный пафос роковым образом обращен на религиозные суррогаты, на всяческое идолопоклонство, вопреки его собственному внутреннему
устремлению.
Мистически чуткий язычник из многоголосного хора природных духов, биения мирового сердца, ощущал
устремление твари превзойти свое данное состояние, из себя изойти, и этим исступлением, экстазом природы заражался и сам.
Противоречивая природа хозяйства, от которой зависит роковая его ограниченность, хорошо раскрывается при сопоставлении хозяйства и искусства в их основных
устремлениях.
Итак, искусство эротично и вдохновенно, хозяйство прозаично и закономерно, — так противопоставляются они в специфических
устремлениях своих.
Если хозяйству во всех его формах, сверху донизу, присуще известное
устремление к художественному стилю, то и искусство тоже соревнует хозяйству в его мощи.
Каждый творческий акт стремится стать абсолютным не только по своему источнику, ибо в нем ищет выразиться невыразимое, трансцендентное всяким выявлениям ядро личности, — но и по своему
устремлению: он хочет сотворить мир в красоте, победить и убедить ею хаос, а спасает и убеждает — кусок мрамора (или иной объект искусства), и космоургические волны бессильно упадают в атмосфере, тяжелой от испарений материи.
В этом
устремлении уже явно переступаются границы искусства как символизма.
В то же время это
устремление было тем ключом, из которого истекал родник его музыкальных вдохновений, потому что они рождались в неустанных поисках тем грядущей «мистерии».
Если рассматривать ее идею как творческую мечту, идеальную проекцию, она символически выражает недосягаемое в искусстве софиургийное
устремление (и так истолковала ее нежданная смерть).
Цитаты из русской классики со словом «устремления»
Ассоциации к слову «устремление»
Синонимы к слову «устремление»
Предложения со словом «устремление»
- Поэтому все духовные устремления человека относят именно к нему.
- В наши особо трудные и смущённые дни духовное устремление является особо насущным.
- Высокие устремления должны касаться всего, чем вы занимаетесь.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «устремление»
Какими бывают «устремления»
Значение слова «устремление»
Афоризмы русских писателей со словом «устремление»
- Нездоровая жизнь наша, чем дальше, тем поляризируется все больше. И вместо «споров о мнениях» враждующие полярные заидеологизированные силы превращают — в зависимости от своей идейной корысти и устремлений — в сусальный или отпугивающий идол любую выдающуюся фигуру.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно