Неточные совпадения
Самый
факт науки предшествует анализу и дает для него материал (критика приходит всегда post factum [После свершившегося
факта, задним числом (лат.).]), но она стремится удалить из этого
факта то, что
в нем есть фактичного, генетического, психологического, и выделить из него то, что образует
в нем познавательную схему, значимость,
смысл; другими словами, критика рассматривает
факт лишь как место категорий или частный случай категориального синтеза.
Религия есть психологизм
в том только
смысле, что она представляет совокупность
фактов психологической жизни, осуществляющихся
в конкретной индивидуальной психике.
Но
в этом
смысле в психологизме могут считаться повинны решительно все деятельности духа: разве познание не есть также
факт душевной жизни, разве мораль не имеет своей психологии (более придирчивые критики и рассматривают мораль лишь как психологический
факт)?
И однако, если мы всюду применяем генетическое и трансцендентальное рассмотрение и от
факта отличаем его
смысл и значение, то совершенно то же самое должно иметь место и
в религии.
Однако достаточно ли считаются утверждающие это с
фактом всеобщей интуитивной обоснованности, а следовательно,
в этом
смысле и неизбежной предвзятости философских систем?
Неточные совпадения
Клим Иванович Самгин легко и утешительно думал не об искусстве, но о жизни, сквозь которую он шел ничего не теряя, а, напротив, все более приобретая уверенность, что его путь не только правилен, но и героичен, но не умел или не хотел — может быть, даже опасался — вскрывать внутренний
смысл фактов, искать
в них единства.
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему,
в общем и глубоком
смысле, можно свести основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования
смысла “
фактов”».
— То есть вы, собственно, про озноб или про кровоизлияние? Между тем
факт известен, что очень многие из тех, которые
в силах думать о своей предстоящей смерти, самовольной или нет, весьма часто наклонны заботиться о благообразии вида,
в каком останется их труп.
В этом
смысле и Крафт побоялся излишнего кровоизлияния.
— Первый крикнувший, что убил Смердяков, был сам подсудимый
в минуту своего ареста, и, однако, не представивший с самого первого крика своего и до самой сей минуты суда ни единого
факта в подтверждение своего обвинения — и не только
факта, но даже сколько-нибудь сообразного с человеческим
смыслом намека на какой-нибудь
факт.
Никаких «критик»
в этом последнем
смысле не допускалось, даже на лихоимство не смотрели, как на зло, а видели
в нем глухой
факт, которым надлежало умеючи пользоваться.