Неточные совпадения
Можно, конечно, для обозначения этого чувства сочинить новый термин, но, нам кажется, в этом нет никакой нужды, ибо в своем предварительном и формальном определении трансцендентное религии пока еще не отличается от трансцендентного философии: это больше логический жест, чем понятие (каковым, впрочем, и неизбежно будет всякое логическое понятие трансцендентного, т. е. того, что находится выше понятий).], не
принадлежит имманентному, — «
миру» и «я», хотя его касается.
Знание
принадлежит «
миру сему», оно ему имманентно, религия же основывается на поляризации сознания, напряженном чувстве противоположности трансцендентного И имманентного, богосознания и миросознания.
Места для веры и откровения здесь не остается, н если и можно говорить об откровениях высших сфер в смысле «посвящения», то и это посвящение, расширяя область опыта, качественно ее не переступает, ибо и иерархии эти
принадлежат тоже еще к «
миру», к области имманентного.
Плотиновская эманация отличается, однако, от индийского акосмизма своим реализмом:
мир, как излияние абсолютного, постольку реален, поскольку ему все же
принадлежит полнота божественных сил, в него излившихся; он есть, имеет хотя и ущербленное, но все-таки не призрачное бытие.
Он называет «бредом о творении» (creatürlicher Wahn) мысль, «будто Бог есть нечто чуждое, и пред временем создания тварей и этого
мира держал в себе в троице своей мудростью совет, что Он хочет сделать и к чему
принадлежит всякое существо, и таким образом сам почерпнул из себя повеление (Fürsatz), куда надо определить какую вещь [IV, 405.].
Перед лицом мировых неисследимостей, в беспредельности мировых пространств и безбрежности мировых времен, в неизмеримости мировых глубин и необъятности мировых громад, — звучит он, этот чудесный голос, властно шепчущий:
миру, во всей его безмерности, не
принадлежит его бытие, — оно ему дано.
Божественные энергии, действующие в
мире,
принадлежат вечности Абсолютного, а то, что
принадлежит самому
миру в его процессе, существует лишь в относительном:
мир покоится в лоне Божием, как дитя в утробе матери.
Парменид учит нас, что есть только бытие, небытия же вовсе не существует; правда, он имел при этом в виду свое неподвижное, абсолютное Единое, субстанцию
мира, которой только и
принадлежит бытие, вне же ее ничего нет. В применении к такому понятию абсолютного, очевидно, не имеет никакого значения идея небытия. Однако не так просто обстоит это в применении к действию Абсолютного, к творческому акту, которым оно вызывает к существованию несуществовавшее доселе, т. е. небытие, творит из ничего.
Но вместе с тем Бог есть и Творец
мира, Он живет и действует в
мире, которому в качестве творения Божия
принадлежит не модальное или акцидентальное, но вполне реальное, непризрачное бытие, ибо он реален реальностью своего Творца.
Временность выражает собой состояние тварности в разных ее модальностях и
принадлежит нашему «трансцендентальному субъекту», выражающему тварное восприятие
мира.
В положительной основе своего бытия
мир поглощается Богом, гаснет в лучах Его всемогущества:
мир не имеет ему самому принадлежащего бытия, ибо иначе он был бы богом или противобогом, ему
принадлежит лишь восприемлющее и рождающее к обособлению ничто; но благодаря этой отрицательной основе своего существа
мир и получает внебожественное, самостоятельное бытие.
Этим нисколько не отрицается и не умаляется реальность свободы в ее подлинной области, ибо она всецело
принадлежит временному тварному
миру и неразрывно связана с необходимостью, т. е. с ограниченностью твари, ее неабсолютностью.
Дети в своем мышлении являются выше или ниже логического разума, но во всяком случае вне его, и тем не менее сам воплотившийся Логос
мира указал в них норму совершенного бытия, «ибо им
принадлежит Царствие Божие» [Точнее: «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
Уродство, косность, безобразие
принадлежит лишь тяжелому покрову небытия или полубытия, материальности и ограниченности, нависшему над
миром грехопадения.
Но это не значит, чтобы увековечены были в
мире идей эмпирические черты земной жизни Сократа, ибо они
принадлежат не вечности, но временности; они могут быть вековечно запечатлены лишь в едином слитном акте, синтезе времени.].
Суть ли идейные первоначала бытия лишь идеальные схемы, которые по содержанию беднее, суше, однообразнее, нежели они же в «смешении» с материей в реальностях нашего
мира, или же, напротив, им
принадлежит реальность in sensu eminentissimo [В самом высшем смысле (лат.).], реальнейшая реальность, realitas realissima?
Бытийная сила
принадлежит только добру, бытие (essentia) и благо (bonum)
мира суть синонимы.
Т. 1. С. 43).],
принадлежит центральное место в космологии еврейской Каббалы, согласно которой весь
мир имеет его образ, есть антропокосмос [В одной из древних литургий человек характерно называется κόσμου κόσμος».].
Однако по природе своей, по своему иерархическому месту в творении, в
мире, человек имеет преимущество пред ангелами, ему в большей степени
принадлежит полнота образа Божия.
Этот замысел мог появиться у такого тварного существа, которое,
принадлежа к тварному
миру, по собственному опыту знало силу небытия, ибо ее актуализировало в себе как зло слепым бунтовщическим актом.
Вместе с тем оно не должно было
принадлежать к нашему человеческому
миру, находясь в иной плоскости бытия, и потому способно соблазнять человека, клевеща на Бога.
Рамакришна
принадлежит не только Индии, но и европейскому
миру.
Шеллинг, которому
принадлежит заслуга отчетливой постановки этого вопроса, усматривает в язычестве откровение Второй Ипостаси и в языческих богах видит лики Христа до Его пришествия в
мир.
Все хозяйственные задачи, как бы они ни были широки,
принадлежат плоскости этого
мира, теперешнего зона.
Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел итти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11-м году для заключения мира с Турцией, помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения
мира принадлежит Кутузову; этот-то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у зàмка, в котором должен был остановиться Кутузов.
Неточные совпадения
— Но бывает, что человек обманывается, ошибочно считая себя лучше, ценнее других, — продолжал Самгин, уверенный, что этим людям не много надобно для того, чтоб они приняли истину, доступную их разуму. — Немцы, к несчастию,
принадлежат к людям, которые убеждены, что именно они лучшие люди
мира, а мы, славяне, народ ничтожный и должны подчиняться им. Этот самообман сорок лет воспитывали в немцах их писатели, их царь, газеты…
Для Привалова не оставалось никакого сомнения, что Надежда Васильевна живет в отцовском доме только внешним образом, а ее душа
принадлежит другому
миру и другим людям.
Кесарь
принадлежит к объективированному
миру, он подчинен необходимости.
Об этом нужно поговорить в другой раз, но я думаю, что в
мире господствующее положение должно
принадлежать или России и Англии, или Германии.
Второе: что «уголовная и судно-гражданская власть не должна
принадлежать церкви и несовместима с природой ее и как божественного установления, и как союза людей для религиозных целей» и наконец, в-третьих: что «церковь есть царство не от
мира сего»…