Неточные совпадения
Духом и воплощение Духа в наиболее праведных
людей, которые таким
образом становятся «христами».
Впоследствии он еще раз высказал эту же мысль: «В том, что обычно зовут диалектикой исторического процесса, я вижу подобный спору Иова диалог между
Человеком и Тем, Кто вместе с
образом Своим и подобием даровал ему и Свое отчее Имя A3 ЕСМЬ, дабы земной носитель этого Имени, блудный сын, мог в годину возврата сказать Отцу: Воистину ТЫ ЕСИ, и только потому есмь аз» (там же.
Ведь даже научная, а уж тем более философская истина не открывается
людям, чуждым умственной жизни, равным
образом и художественное творчество недоступно
людям, лишенным эстетического восприятия.
Конечно, остается недоступной человеческому уму тайной боговоплощения, каким
образом воплотившийся Бог мог так закрыть Божество человечеством, чтобы оказаться способным и совершить подвиг веры в Бога, и испытать человеческое чувство богооставленности, но это показывает именно на глубочайшую человечность веры, ее исключительное значение и неустранимость подвига веры для
человека.].
Но как бы восхищенный и в энтузиазме покоится он в уединении, никуда не склоняясь и даже не обращаясь вокруг себя, стоя твердо и как бы сделавширь неподвижностью (στάσις); и о прекрасном не думает он, находясь уже выше прекрасного, выше хора добродетелей, подобный
человеку, который проник в самое внутреннее святилище и оставил позади себя в храме изображения богов, и, лишь выходя из святилища, впервые встречает их, после внутреннего созерцания и обращения с тем, что не есть ни
образ, ни вид, но сама божественная сущность;
образы же, следовательно, были бы предметами созерцания второго порядка.
Ибо кто мог бы понять неименуемое единство, которое бесконечно предшествует всякому противоречию, где все без сложности совокуплено в простоте единства, без другого и противоположности, где
человек не отличается от льва, а небо не отличается от земли, и тем не менее каждое существует самым подвижным
образом, не в своей конечности, но как само величайшее единство!
И даже «первейший открыватель и самый всеобщий носитель свойств беспредикатного Эн, Метатрон, первородный сын божий, стоящий во главе всех других Зефиротов и управляющий ими» (69), которому усвояются все предикаты Иеговы, «имя которого есть как имя Божие», «несмотря на всю возвышенность свою над другими Зефиротами, отнюдь не имеет божественной природы; он есть тварь в ряду других тварей, хотя бы первейшая и более чистая… он называется ангелом и причисляется к Зефиротам, называется слугою Иеговы, хотя и старейшим; точно так же Метатрон носит название Адама Кадмона83, первого небесного
человека, в том смысле, что он есть первое и совершеннейшее творение Божие, по
образу которого создан и Адам, — поэтому Метатрону часто усвояется эпитет creatus»84 (71).
Но после того, как Он произвел
образ небесного
человека в его колеснице, Он снизошел в колесницу и явился под
образом Иеговы...
Погружайся глубже в твое неведение и твое нехотение знать, держись с сознанием полной нищеты (ganz arm) твоего скрытого, непознаваемого Бога и не думай, что ты
человек, который каким-нибудь
образом познает великого, неведомого, скрытого Бога…
Таким
образом, для
человека быть личностью есть действительно преимущество, ибо лишь чрез это становится он сообразен своему собственному глубочайшему существу…
Столь же в бемовском духе развито и следующее объяснение мирового зла и несовершенства из божественной полноты: «На вопрос, почему Бог не создал всех
людей таким
образом, чтобы они руководствовались одним только разумом, у меня нет другого ответа, кроме следующего: конечно, потому что у него было достаточно материала для сотворения всего, от самой высшей степени совершенства до самой низшей; или, прямее говоря, потому, что законы природы его настолько обширны, что их было достаточно для произведения всего, что только может представить себе бесконечный ум» (ib., 62)134.].
«Как
человек сотворен в
образ и подобие Бога, так равно и ангелы, ибо они братья
людей», «святая душа
человека и дух ангела имеют единую сущность и существо, и нет никакого различия в них, кроме самого только качества их телесного проявления» [Аврора, 60, 63.].
Две бездны в душе
человека: глухое ничто, адское подполье, и Божье небо, запечатлевшее
образ Господен. Ведома ему боль бессилия, бездарности: стыдясь нищеты своей, брезгливо изнемогает он в завистливом и душном подполье. Но любовь спасающая дает крылья гениальности, она научает стать бедняком Божьим, забыть свое я, зато постигнуть безмерную одаренность травки, воробья, каждого творения Божия. Она научает всему радоваться как дитя, благодарить как сын.
Господь Иисус есть Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Нем «обитает вся полнота Божества телесно» [Кол. 2:9.]; как Бог, в абсолютности Своей Он совершенно трансцендентен миру, премирен, но вместе с тем Он есть совершенный
Человек, обладающий всей полнотой тварного, мирового бытия, воистину мирочеловек, — само относительное, причем божество и человечество, таинственным и для ума непостижимым
образом, соединены в Нем нераздельно и неслиянно [Это и делает понятной, насколько можно здесь говорить о понятности, всю чудовищную для разума, прямо смеющуюся над рассудочным мышлением парадоксию церковного песнопения: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле сущий со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный» (Пасхальные часы).].
Образ Троицы присутствует в духе
человека (блаж. Августин), — да и как же иначе возможно было бы обетование Спасителя о том, что Св.
В красоте природы, как в созданиях искусства, ощущается частичное или предварительное преображение мира, явление его в Софии, и красота эта своим эросом поднимает
человека в мир вечных
образов идей, трепетные кони возносят верного возницу к животворящему солнцу, по незабвенному
образу платоновского «Федра».
Понятие Jungfrau Sophia резко отличается внеполовым, точнее, полувраждебным характером: вообще вся система Беме отмечена отсутствием эротизма и типической для германства безженностью (которая дошла до апогея в гроссмейстере германской философии Канте). «Die Bildniss ist in Gott eine ewige Jungfrau in der Weisheit Gottes gewesen, nicht eine Frau, auch kein Mann, aber sie ist beides gewesen; wie auch Adam beides war vor seiner Herren, welche bedeitet den irdischen Menschen, darzu tierisch» [
Образы Божий, которые принимает вечная Дева в качестве мудрости Бога, не есть ни мужчина, ни женщина, но и то и другое; как и Адам был и тем и другим перед своим Господом, чем отличался смертный
человек от животного (нем.).] [Ib., Cap.
Создание Евы из ребра означает лишь выделение из Адама его же половины, именно его «Weiblichkeit und Mütterlichkeit» [Женственность и материнство (нем.).], это произошло не при самом создании
человека потому, что «das Leben beider Tincturen nur ein einiger Mensch im Bilde Gottes ist, und in der Ewigkeit nicht in zweierlei heben, als männlich und weiblich, stehen mag» [Тварь может воплотить
образ Божий, лишь, будучи в том или ином роде, в вечности же нет ни мужского, ни женского (нем.).] [Ib., 203.].
И сотворил Бог
человека по
образу Своему, по
образу Божию сотворил его (Быт. 1:27).
Человек сотворен, но по
образу Божию [«
Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений».
Образ Божий в
человеке надо понимать реалистически, как некоторое повторение, которое ни в каком случае не есть тожество с Первообразом, напротив, непреходимо от него отличается, но в то же время существенно ему причастно.
Реальность этой связи между
образом и Первообразом отмечена той чертой библейского повествования, что Бог вдунул душу в
человека, следовательно, при этом произошло некоторое исхождение Божества, род творческой эманации.
И если в Богочеловеке действительно «обладала вся полнота Божества телесно» (Еф. 2:9-10), этим уже предполагается, что
человек имеет полный
образ Божий, и все, что открывается Божеством, в каком-то смысле и человечно.
И если Господь Иисус воплотился в
человека, но не в одного из ангелов, при всей их близости к Престолу Божию, то и это служит доказательством, что полнота
образа Божия принадлежит только
человеку, и ее не имеют даже силы небесные.
Поэтому абсолютность в каком-то смысле присуща и Его
образу, ею запечатлена природа
человека.
И эта черта должна быть присуща
человеку, как носителю Его
образа, ее мы находим как выражение первоначального самосознания и самоопределения, даваемого себе человеческим духом.
Поэтому
человеку присуще стремление к абсолютному творчеству, по
образу Божию.
Интуиция о трансцендентности духа по отношению ко всем своим определениям или продуктам лежит и в основе философии творчества у Н. А. Бердяева (цит. соч.). но и он видит недостаточно различие между
образом и Первообразом, между беспредельным творчеством
человека на основе софийности и абсолютным божественным творческим актом.
Образ Божий осуществляется в
человеке не только трансцендентностью его духа, отрицательной абсолютностью, но и положительной сопричастностью тайне Божества.
Такова троица у Плотина: Единое — Ум — Душа; хотя по эманативному своему смыслу шютиновская троица и существенно отличается от христианской, она остается гениальной попыткой философского осознания три-ипостасного
образа, живущего в
человеке.
Образ Божий в
человеке связан не только с тройственностью его духовного состава, но и с ипостасностъю духа.
В каком же отношении находится
образ Божий в
человеке к своему Первообразу?
Самая возможность повторений
образа Божия, возникновение новых ипостасей, есть тайна Божества, о коей не леть есть
человеку глаголати.
Но им присущ только
образ вечности, а не самая вечность, поэтому-то для
человека возможен и даже неизбежен временный процесс как актуализация этого
образа.
Т. 1. С. 43).], принадлежит центральное место в космологии еврейской Каббалы, согласно которой весь мир имеет его
образ, есть антропокосмос [В одной из древних литургий
человек характерно называется κόσμου κόσμος».].
Каждая часть его вселенского организма соответствует определенной сефире, по
образу его сотворен организм и земного
человека, его тело [В одной из позднекаббалистических схем установляется следующее соответствие а) имен Божиих, б) чинов ангельских, в) небесных сфер, г) частей тела, д) заповедей: 1.
В связи с этим понятна не только любовь
человека к живой твари, столь непосредственная особенно у детей, но и вся символика зверей, в которой их
образами выражаются человеческие черты (напр., у прор.
Египетская религия своим обоготворением животных, а еще более — сознательным соединением
человека и животного в
образах богов с наибольшей остротой ощутила эту всеживотность
человека или, что то же, человечность животного мира.
Таким
образом, существование твое зависит от
человека»…
Заметьте, что каждый
человек, посвящающий себя Закону, поддерживает мир и все дела творения исполняют свою функцию соответствующим
образом благодаря ему.
Образ Божий в
человеке связан с еще одною таинственною чертой.
«И сотворил Бог
человека по
образу Своему, по
образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил его» (Быт. 1:27).
Полнота
образа Божия в каком-то смысле здесь ставится в связь с двуполостью
человека.
Григорий Нисский отрицает изначальную двуполость
человека, подвергая своеобразной экзегезе текст Бытия 1:27: «Сказано: сотвори Бог
человека, по
образу Божию сотвори его; творение созданного по
образу приводится к окончанию.
Ибо Писание сперва говорит: сотвори Бог
человека по
образу Своему, показывая сими словами, как говорит Апостол, что в таковом несть мужеский пол, ни женский; потом присовокупляет отличительные свойства человеческого естества, а именно: мужа и жену сотвори их».
— Zohar, II, 70b: «Присоединяя, что
человек создан по
образу Божию, Писание намекает на тайну мужского л женского начала.
«Тайна этого состоит в том, что верующие
люди должны направлять свою душу и мысли к небесной подруге в момент соединения с дольней, потому что эта есть
образ той».
Но в каком же смысле полнота
образа Божия в
человеке приводится в связь с его двуполостью?
Гнушение браком строго осуждается церковными канонами [Правило св. Апостолов 51: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или дьякон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая
человека, мужа и жену сотворил их, и таким
образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве.
Однако по природе своей, по своему иерархическому месту в творении, в мире,
человек имеет преимущество пред ангелами, ему в большей степени принадлежит полнота
образа Божия.