Неточные совпадения
«Для религии, правда, существенно размышление… но оно не направлено… на сущность высшей
причины самой по себе или в ее отношении к тому, что одновременно есть и
причина и
следствие; напротив, религиозное размышление есть лишь (!) непосредственное сознание, что все конечное существует лишь в бесконечном и через него, все временное в вечном и через него.
Учение Платона об идеях, вершиной которых является идея Блага, само Божество, необходимо имеет два аспекта, вверх и вниз: идеи имеют самосущее бытие в «умном месте», представляя собой нечто трансцендентное мировому бытию, как быванию, но они же его собой обосновывают, бытие причастно им, а они бытию, между двумя мирами существует неразрывная связь —
причины и
следствия, основы и произведения, эроса и его предмета и т. д.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть
причина мира, ибо это значило бы превратить абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд
причин и
следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
Это возникновение не может мыслиться по категории причинной связи, мир не есть
следствие, а Бог не есть его
причина, и это не только потому, что Бог понятый как первопричина уже включается в причинную цепь, в область относительного, но и потому, что causa aequat effectum [
Причина равна действию (лат.).],
причина объясняет
следствие, лишь находясь с ним в той же плоскости, при творении же мы имеем, μετάβασις εις άλλο γένος, скачок от Абсолютного к относительному, и причинное объяснение здесь не пользует нимало.
Мы должны рассматривать настоящее состояние вселенной как
следствие ее предыдущего состояния и как
причину последующего.
Неточные совпадения
«Если добро имеет
причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи
причин и
следствий».
Можно было думать, что тепло — не только
следствие физической
причины — тесноты, а исходит также от женщин, от единодушного настроения рабочих, торжественно серьезного.
Так, захватив сотни таких, очевидно не только не виноватых, но и не могущих быть вредными правительству людей, их держали иногда годами в тюрьмах, где они заражались чахоткой, сходили с ума или сами убивали себя; и держали их только потому, что не было
причины выпускать их, между тем как, будучи под рукой в тюрьме, они могли понадобиться для разъяснения какого-нибудь вопроса при
следствии.
Она являлась логическим результатом сцепления целой системы
причин и
следствий, созданных живой действительностью.
То, что
причина порождает
следствие в мире феноменов, есть в сущности ненормальное явление.