Неточные совпадения
Нирвана (букв.: угасание) — санскритское слово, означающее в буддизме
состояние полного покоя, блаженства и
свободы, которого можно достичь при жизни (будда), но полностью — лишь после смерти.].
Мир не может вовсе не удаться, иначе говоря, тварный меон не может разложиться обратно в укон, потонуть в беспредельности — άπειρον, небытие не может волнами своими всплеснуть до неба и победить божественную силу, однако в силу
свободы своей мир может задерживаться в
состоянии меональности, не достигая высшей степени бытия.
Если всякая тварь оригинальна в своей идее и своеобразна в своей
свободе, то она сохраняет индивидуальность и в своем греховном
состоянии, т. е. извращает себя на свой особый манер.
Свободе ангелов было предоставлено самоопределиться в отношении к Богу, причем промежуточное
состояние неверия или неведения было для столь совершенных существ духовных вообще исключено: ангелы непосредственно знают Бога, им предоставлено лишь любить Его или Ему завидовать, искать же Бога свойственно только человеку.
Это ее свойство по существу также не связано с теперешним греховным
состоянием человечества, ибо и в райском своем
состоянии человечество имело ту же основу бытия в творческой
свободе своей (благодаря чему и явилась возможность грехопадения).
Но если этим и было обеспечено здоровье и прочность мировой основы, и сделалось уже невозможным новое грехопадение со всеми его космическими последствиями, то модальное
состояние каждого отдельного человека по-прежнему остается вверено человеческой
свободе.
Он есть
состояние твари, поскольку оно связано с человеческой
свободой, модальность, а не субстанциальность.
Я с трудом держу перо в руках: такая неизмеримая усталость после всех головокружительных событий сегодняшнего утра. Неужели обвалились спасительные вековые стены Единого Государства? Неужели мы опять без крова, в диком
состоянии свободы — как наши далекие предки? Неужели нет Благодетеля? Против… в День Единогласия — против? Мне за них стыдно, больно, страшно. А впрочем, кто «они»? И кто я сам: «они» или «мы» — разве я — знаю?
Но первое: я не способен на шутки — во всякую шутку неявной функцией входит ложь; и второе: Единая Государственная Наука утверждает, что жизнь древних была именно такова, а Единая Государственная Наука ошибаться не может. Да и откуда тогда было бы взяться государственной логике, когда люди жили в
состоянии свободы, то есть зверей, обезьян, стада. Чего можно требовать от них, если даже и в наше время откуда-то со дна, из мохнатых глубин, — еще изредка слышно дикое, обезьянье эхо.
Неточные совпадения
Софья. Подумай же, как несчастно мое
состояние! Я не могла и на это глупое предложение отвечать решительно. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую
свободу, принуждена была я скрыть мое чувство.
Вопрос ставится о двух
состояниях мира, которые соответствуют двум разным структурам и направлениям сознания, прежде всего дуализма
свободы и необходимости, внутренней соединенности и вражды, смысла и бессмыслицы.
Идея конечного, совершенного
состояния человечества, земного рая играла огромную роль у Достоевского, и он раскрывает сложную диалектику, связанную с этой идеей, это — все та же диалектика
свободы.
Философия
свободы значит здесь — философия свободных, философия, исходящая из
свободы, в противоположность философии рабов, философии, исходящей из необходимости,
свобода означает
состояние философствующего субъекта.
Но и в сем жалком
состоянии падения не вконец порвалась связь человека с началом божественным, ибо человек не отверг сего начала в глубине существа своего, как сделал сие сатана, а лишь уклонился от него похотью, и, в силу сего внешнего или центробежного стремления, подпавши внешнему рабству натуры, сохранил однако внутреннюю
свободу, а в ней и залог восстановления, как некий слабый луч райского света или некое семя божественного Логоса.