Неточные совпадения
«Обычное представление о Боге как отдельном
существе вне мира и позади (?) мира не исчерпывает всеобщего предмета религии и есть редко чистая и всегда недостаточная
форма выражения религиозного сознания…
По
существу же шлейермахеровский субъективизм является лишь одной из разновидностей протестантского субъективизма (ибо протестантизм вообще есть победа имманентизма, а следовательно, и субъективизма) и в той или другой
форме продолжает жить в протестантской теологии.
Он имеет, стало быть, известный образ и
форму, но все-таки не позволяет себя (в своем подлиннейшем
существе) распознать настолько, что он есть нечто в таком роде, как старец старцев, древний древних, сокровенный сокровенных.
«Сефиры (энергии Божества, лучи его) никогда не могут понять бесконечного Эн-соф, которое является самым источником всех
форм и которое в этом качестве само не имеет никаких: иначе сказать, тогда как каждая из сефир имеет хорошо известное имя, оно одно его не имеет и не может иметь. Бог остается всегда
существом несказанным, непонятным, бесконечным, находящимся выше всех миров, раскрывающих Его присутствие, даже выше мира эманации».
Этот центральный вопрос онтологии платонизма, вставший в средневековом споре номиналистов и реалистов, приобретает теперь снова, если не по
форме, то по
существу, животрепещущий философский интерес.
Плотин в более пространной и запутанной
форме дает, по
существу, такую же характеристику материи, что и Платон, причем и он вскрывает антиномию этого понятия, которое зыблется между ничто и нечто, ουκ δν и μη öv, и отливает цветами того и другого.
Влечение материи к своей собственной форме-идее, стремление познать себя^облечься в свою собственную
форму, в
существе своем есть эротическое стремление, в самой телесности идей заключено нечто муже-женское, пылают сомкнувшиеся объятия, в поцелуе сливаются уста.
И то, что мы в мире дальнем познаем как стремление каждого земного
существа к своей идее, как эрос творчества, муку и тревогу всей жизни, то в мире умопостигаемом, «в небе», есть предвечно завершенный блаженный акт, эротическое взаимопроникновение
формы и материи, идеи и тела, духовная, святая телесность.
Падший человек сохранил в себе образ Божий, как основу своего
существа, и присущую ему софийность, делающую его центром мироздания, но утратил способность найти свою энтелехийную
форму, осуществить в себе подобие Божие. В нем было бесповоротно нарушено равновесие именно в области богоуподобления, а поэтому и самая одаренность его становилась для него роковою и опасною (ведь и для сатаны объективное условие его падения, соблазна собственной силой заключалось в его исключительной одаренности).
Неточные совпадения
— По
форме это, если хотите, — немножко анархия, а по
существу — воспитание революционеров, что и требуется. Денег надобно, денег на оружие, вот что, — повторил он, вздыхая, и ушел, а Самгин, проводив его, начал шагать по комнате, посматривая в окна, спрашивая себя:
Человек есть не только конечное
существо, как хочет утверждать современная мысль, он есть также бесконечное
существо, он есть бесконечность в конечной
форме, синтез бесконечного и конечного.
Сначала ученица приняла несколько наружных
форм Эмилии; улыбка чаще стала показываться, разговор становился живее, но через год времени натуры двух девушек заняли места по удельному весу. Рассеянная, милая Эмилия склонилась перед сильным
существом и совершенно подчинилась ученице, видела ее глазами, думала ее мыслями, жила ее улыбкой, ее дружбой.
Речи эти были в высшей степени однообразны и по
существу и по
форме.
Малорослая, приземистая, с лицом цвета сильно обожженного кирпича,
формою своей напоминавшим гусиное яйцо и усеянным крупными бородавками, она не казалась, однако, безобразною, благодаря тому выражению убежденности, которое было разлито во всем ее
существе.