Неточные совпадения
При ответе на этот вопрос в
тех многочисленных определениях религии, которые делаются в религиозно-философской литературе, в большинстве случаев делается попытка установить
те или иные
черты (или задачи) истинной религиозности, иначе говоря, высказывается нормативное суждение о
том, чем должна или может быть религия в наиболее совершенной форме.
Мы хотим установить
те черты, без которых невозможна религия, гаснет религиозное сознание, которые его, следовательно, конституируют.
Конкретные
черты религии установляются ее положительным содержанием, точнее —
тем откровением, которое она содержит (или, по крайней мере, считает, что содержит).
Плотин учит «умному деланию» (по выражению аскетов), показуя путь мистического постижения
того, что столь бледными и схематическими
чертами изображает философствующий разум.
Самой выдающейся
чертой мистики Эккегарта является
то, что отрицательное богословие в связи с учением об Abgeschiedenheit, сливающей мир и человека с Богом, приводит его к признанию не трансцендентности Бога, но максимальной Его имманентности:
черта между Богом и тварью совершенно стирается, различие их преодолевается в превышающем его единстве [В связи с учением об отрешенности Эккегарт развивает свое важнейшее учение о Gott и Gottheit, о чем в след, отделе.]. Но об этом ниже.
В своих сочинениях Беме многократно пытается — все сызнова, но приблизительно из
того же материала, — строить и перестраивать свою систему, отсюда такая бесконечная масса повторений в его сочинениях [
Черту эту Шеллинг называет «Rotation seines Geistes», в силу которой он «in jeder seiner Schriften wieder anfängt, die oft genun erklärten Anfänge wieder exponiert, ohne je weiter oder von der Stelle zu kommen»123 (I. c., 124).], однако материал недостаточно слушается своего мастера, изнемогающего под тяжестью его изобилия, и остается в значительной степени сырым и непереработанным.
Однако мыслительская работа Беме опознается не столько по таким глухим признаниям, сколько по общему плану его трактатов, очень и очень не непосредственных, но носящих в своем построении следы напряженной умственной работы.], и, если бы из его сочинений сохранилась лишь одна «Аврора», его первый трактат, имеющий печать свежести и непосредственности «вдохновения», и наиболее чуждый притязаний на систему,
то можно было бы, пожалуй, не заметить одной из основных
черт творчества Беме, с большой тонкостью подмеченной Шеллингом, это… его рационализма.
Зеркало отражает, но не вмещает в нем отраженного, оно свидетельствует о бытии предмета не только в этом отражении, но и в себе и для себя, трансцендентно этому отражению, а в
то же время оно отражает
черты именно этого в себе сущего.
Соединение души с телом само по себе уже есть род грехопадения, описываемого Плотином следующими
чертами: «какова же причина
того, что души, имевшие тамошний жребий и всецело туда принадлежавшие, позабыли своего бога отца и потеряли ведение и его и себя самих?
Она дает молитвенное благословение и на еду, и на разную потребу, в частности она принципиально принимает пол, как это явствует из таинства брака [В «чине исследования венчания» последнее рассматривается как церковное и человеческое торжество, причем совершенно отсутствуют какие бы
то ни было
черты брезгливости к полу и браку как таковому.
Реальность этой связи между образом и Первообразом отмечена
той чертой библейского повествования, что Бог вдунул душу в человека, следовательно, при этом произошло некоторое исхождение Божества, род творческой эманации.
Но и апокалипсическое изображение Церкви, пред последним ее прославлением, удерживает
ту же самую
черту: «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд.
При свете христианской веры могут получать справедливую оценку
те истины, которые наличествуют в догматических учениях нехристианских религий, и
те черты подлинного благочестия, которые присущи их культу. Но и для такого признания совсем не нужно стремиться во что бы
то ни стало устроить какой-то религиозный волапюк или установить междурелигиозное эсперанто.
Заслуживает особого внимания еще одна отличительная
черта язычества, именно
то, что в его пантеоне присутствуют божества не только мужские, но и женские, и вообще божество имеет пол.
Замечательно, что
та же
черта повторяется и в рассказе о воскрешении дочери Иаира: «Иисус сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним» (Мф. 9:24; Мр. 5:39; Лк. 8:52).
Эта
черта искусства связана отнюдь не с религиозным характером его
тем, — в сущности искусство и не имеет
тем, а только знает художественные поводы — точки, на которых загорается луч красоты.
— Вы видите перед собой, господа присяжные заседатели, характерное, если можно так выразиться, преступление конца века, носящее на себе, так сказать, специфические
черты того печального явления разложения, которому подвергаются в наше время те элементы нашего общества, которые находятся под особенно, так сказать, жгучими лучами этого процесса…
Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за
черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом.
Неточные совпадения
Аммос Федорович. А
черт его знает, что оно значит! Еще хорошо, если только мошенник, а может быть, и
того еще хуже.
Городничий.
Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый
черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей. Эй, Свистунов!
Почтмейстер. Ни се ни
то;
черт знает что такое!
Городничий. И не рад, что напоил. Ну что, если хоть одна половина из
того, что он говорил, правда? (Задумывается.)Да как же и не быть правде? Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце,
то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь. С министрами играет и во дворец ездит… Так вот, право, чем больше думаешь…
черт его знает, не знаешь, что и делается в голове; просто как будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить.
Городничий. О,
черт возьми! нужно еще повторять! как будто оно там и без
того не стоит.