Неточные совпадения
Для рассудка («
чистого разума») такое удостоверение, может быть, и является «мистическим» и установляется «верою», но это показывает только всю условность и недостаточность отвлеченно-рассудочного понимания
познания, ибо корень
познания жизненно-прагматический, и понятие эмпирии должно уже наперед включать в себя признак действенности, ощупывающей вещи и отличающей идеальности от реальностей (кантовские «талеры» в воображении или в кошельке) [Имеется в виду рассуждение И. Канта в «Критике
чистого разума» (Кант И. Соч · · В 6 т. М., 1964.
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается область познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему области [Для противоречивости и двойственности идей Канта в вопросе о вере характерна глава «Критики практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение
чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его
познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое
познание чистого разума еще не получает прироста.
Неточные совпадения
Счастье и несчастье исчезают: мы уже более не индивидуум, — он забыт, — а только
чистый субъект
познания; мы существуем уже только как единое око мироздания, всякое различие индивидуальности уничтожается до того, что становится безразлично, принадлежит ли созерцающее око могущественному владыке или угнетенному нищему, смотрим ли мы на заходящее солнце из темницы или из дворца».
Это есть
чистая апофатика, как
чистая апофатика есть
познание Бога, свободное от понятий, от всякой рационализации.
Самая высокая форма страха, страх вечных адских мук, страх религиозный, очень неблагоприятна для
познания, для
чистого предметного созерцания, для видения соотношения реальностей в мире.
Есть в художественных произведениях изображение красоты, более близкой к земным типам — это красота миловидного личика,
чистого создания, еще не знающего жизни, но стремящегося к ее
познанию — таковы головки Греза.
— Град на пути — то Ноев ковчег, понеже плавайте по непроходному пути, сиречь по потопным водам: посол нем — то есть
чистая голубица, а грамота неписана — то есть сучец масличный, его же принесе в ковчег голубица к Ною за уверение
познания, что есть суша, и Ной праведный, зря той сучец, с сынами и дщерями, со скотом и со птицы и со всяким гадом, бывшим в ковчеге едиными усты и единым сердцем прославиша благодеющего бога.