Цитаты со словом «Кириллов»
Кириллов в «Бесах» «не склонен встречаться с людьми и мало с людьми говорит». В убогом своем флигельке все ночи до рассвета он ходит, пьет чай и думает. Одиноко и загадочно проходит сквозь жизнь никому не понятный Николай Ставрогин. Одиноко сидит и думает в отцовском доме Иван Карамазов.
Страх смерти — это червь, непрерывно точащий душу человека.
Кириллов, идя против бога, «хочет лишить себя жизни, потому что не хочет страха смерти». «Вся свобода, — учит он, — будет тогда, когда будет все равно, жить или не жить… Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог».
«Если нет бога, — говорит
Кириллов, — то вся воля — моя. Человек потому и был до сих пор так несчастен и беден, что своевольничал с краю, как школьник. Неужели никто, кончив бога, не осмелился заявить своеволие в самом полном пункте? Это так, как бедный получил наследство и испугался, и не смеет подойти к мешку, почитая себя малосильным владеть».
Один только из всех героев Достоевского находит в себе достаточно силы, чтобы бесповоротно переступить черту и заявить своеволие до конца. Это —
Кириллов в «Бесах». И как же чудовищно жалко это торжество человеческого своеволия, каким ужасным поражением выглядит победа!
«Вся свобода, — учит
Кириллов, — будет тогда, когда будет все равно, жить или не жить. Вот всему цель.
— Это все равно, — ответил
Кириллов тихо, с покойною гордостью, чуть не презрением».
«В углу, образованном стеною и шкафом, стоял
Кириллов и стоял ужасно странно — неподвижно, вытянувшись, протянув руки по швам, плотно прижавшись затылком к стене, в самом углу, казалось, желая весь стушеваться и спрятаться.
Он вдруг заметил, что
Кириллов хоть и смотрит куда-то перед собой, но искоса его видит и даже, может быть, наблюдает.
Кириллов стал «богом»… Чудовищные призраки пляшут вокруг и хохочут и приветствуют возвращение человека в недра первозданного хаоса.
Кириллов — детски прекрасная, благородная душа, ясно и чисто звучащая на все светлое в жизни. Но его, как и всех других, «съела идея». Человек обязан заявить своеволие, все на свете — «все равно», и «все хорошо». «Кто с голоду умрет, кто обидит и обесчестит девочку, — хорошо. И кто размозжит голову за ребенка, и то хорошо, и кто не размозжит, и то хорошо. Все хорошо».
И
Кириллов заставлял себя спокойно смотреть на всякую гнусность, пишет под диктовку Верховенского предсмертное письмо, в котором берет на себя подлое убийство Шатова. В восторге вопит...
Задавленный безумным страхом смерти,
Кириллов учит: «Кому будет все равно, жить или не жить, тот будет новый человек».
Кириллов — тот нашел, во что нужно переделываться: переродиться физически и стать человеком. Но когда мы вглядимся ближе в его человекобога, мы увидим, что это уже полный мертвец, в котором не осталось ни капли жизни.
В «Бесах»
Кириллов говорит Шатову...
Но это лишь обман самочувствия. За силу жизни принимаются судорожно обострившиеся, глубоко болезненные процессы души, за вечную гармонию — величайшая дисгармония. Ордынов переживает свои ощущения в бреду горячки. Мышкин — неизлечимый эпилептик. Кириллову говорит Шатов: «Берегитесь,
Кириллов, я слышал, что именно так падучая начинается!»
«В эти пять секунд, — говорит
Кириллов, — я проживаю жизнь и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоит. Я думаю, человек должен перестать родить. К чему дети, к чему развитие, коли цель достигнута?»
Во время минут этих Мышкину становится понятно необычайное слово о том, что «времени больше не будет». То же самое говорит и
Кириллов: «Времени больше не будет, потому что не надо. Время не предмет, а идея. Погаснет в уме».
Атеист Раскольников вдруг объявляет Порфирию, что он верует в бога, даже буквально верует в воскресение Лазаря. Нигилист Ипполит говорит, что вечную жизнь он допускает. Иван Карамазов «не бога не принимает, а только билет ему почтительнейше возвращает». Безбожник
Кириллов постоянно зажигает лампадку перед образом, Петр Верховенский говорит про него: «Он в бога верует пуще, чем поп».
«Видали вы лист, с дерева лист? — спрашивает
Кириллов. — Я видел недавно желтый, немного зеленого, с краев подгнил. Ветром носило. Когда мне было десять лет, я зимой закрывал глаза нарочно и представим лист зеленый, яркий, с жилками, и солнце блестит. Я открывал глаза и не верил, потому что очень хорошо, и опять закрывал».
Кириллов Достоевского говорит: «Бог необходим, а потому должен быть.
Явились религии с культом небытия и саморазрушения ради вечного успокоения в ничтожестве (
Кириллов?).
Об этом именно состоянии говорит у Достоевского
Кириллов: «Как будто вдруг ощущаете всю природу и вдруг говорите: да, это правда!»
О подобных же состояниях говорит
Кириллов у Достоевского: «Как будто вдруг ощущаете всю природу и вдруг говорите: да, это правда!»
«В эти пять секунд я проживаю жизнь и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоит», — говорит
Кириллов.
«Это не земное, — говорит
Кириллов.
«Это чувство ясное и неоспоримое, — говорит у Достоевского
Кириллов.
Это отмечено точно и верно. Свершилось «чудо», спустился на человека Дионис, — и одним мигом достигнуто все: человек стал сверхчеловеком, больше — стал богом. Как
Кириллов Достоевского, он скажет: «В эти пять секунд я проживаю жизнь, и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоит. Я думаю, человек должен перестать родить. К чему дети, к чему развитие, коли цель достигнута?»
Очень в этом отношении характерны два типичнейших дионисических человека Достоевского —
Кириллов и князь Мышкин.
Оба они знают те пять секунд вечной гармонии, когда человек всей жизни говорит: «Да, это правда!» Но
Кириллов в бога не верит.
Князь Мышкин чужд живой жизни не менее, чем
Кириллов, — он стоит перед нею, «всему чужой и выкидыш».
Не будет у него веры — он стал бы Кирилловым; поверь
Кириллов — он стал бы князем Мышкиным.
Цитаты из русской классики со словом «Кириллов»
Предложения со словом «кириллов»
- Какрас, Андреева, Гинзбург, Кириллов, Самарин, Марковец, Бойко, Золотухин, Богомолов.
- Ищет этот взгляд привычные довоенному глазу архитектурные шедевры новгородских окрестностей – Волотово, Ковалево, Нередицу, Кириллов.
- Кириллов начало полётов организовал плохо.
- (все предложения)