Герои Толстого, например, очень легко распределяются на две резко обособленные группы, людей
живых и мертвых, по признаку, есть ли в них сила жизни, или нет.
Неточные совпадения
Ну, а если есть виноватый, если есть на кого злиться? Если над темною
и мертвою силою стоит направляющая ее
живая воля?
Живая жизнь не может быть определена никаким конкретным содержанием. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни. Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины. Всякое проявление
живого существа может быть полно жизни, —
и тогда оно будет прекрасно, светло
и самоценно; а нет жизни, —
и то же явление становится темным,
мертвым,
и, как могильные черви, в нем начинают копошиться вопросы: зачем? для чего? какой смысл?
Вот в «Анне Карениной» зловещий,
мертвый призрак — «министерская машина» Каренин. Самое для него чуждое, самое непереносимое
и непонятное — это
живая жизнь. «Он стоял теперь лицом к лицу перед жизнью,
и это-то казалось ему очень бестолковым
и непонятным, потому что это была сама жизнь. Всю жизнь свою Алексей Александрович прожил
и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни.
И каждый раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее».
Какой-то есть в Толстом органический дефект, делающий его неспособным рисовать образы людей, жизненно живущих в любви
и самоотречении. Пробует,
и вот — либо
живые образы
мертвых людей, либо
мертвые образы людей будто бы
живых.
И, конечно, Толстой сам это чувствует. Как бы отчаявшись в пригодности могучего орудия — художественного своего гения, он отбрасывает его в сторону
и настойчиво начинает доказывать, как выгодно должно быть для человека жить в любви
и самоотречении.
Их слова
и мысли
мертвой шелухой сваливались бы с
живой души Наташи.
«Топор низом звучал глуше
и глуше. Дерево погнулось, послышался треск его в стволе,
и, ломая сучья, оно рухнулось макушей на сырую землю. Звуки топора
и шагов затихли… Деревья еще радостнее красовались на новом просторе своими неподвижными ветвями. Первые лучи солнца пробежали по земле
и небу. Роса, блестя, заиграла на зелени. Сочные листья радостно
и спокойно шептались на верхушках,
и ветви
живых дерев медленно, величаво зашевелились над
мертвым поникшим деревом».
Вот в чем для Толстого основное отличие
мертвого от
живого.
Мертвый видит, что есть, понимает, соображает, —
и только. Жизнь для него анатомически проста, разрозненна, глаз всю ее видит в одной плоскости, как фотографию; душа равнодушна
и безразлична.
И в самом деле, если
живые не видят, то
мертвые удивляются».
И в
мертвом говоре волн послышалась речь
живая и значительная.
Верит человек — он
живой; не верит —
мертвый; колеблется
и ищет — стоит между жизнью
и смертью.
Мы подошли к нашим палаткам, разбитым на самом берегу, под деревьями, и застали Гошкевича среди букашек, бабочек, раков —
живых и мертвых, потрошеных и непотрошеных птиц, змей и ящериц.
Прохоров подумал и согласился, что в этом «мундире», пожалуй, и лучше явиться в Заполье. Конечно, Полуянов был медвежья лапа и драл с
живого и мертвого, но и другие-то хороши… Те же, нынешние, еще почище будут, только ни следу, ни дороги после них, — очень уж ловкий народ.
— Не говорите, сударь! Такого подлеца, как этот самый Осип Иванов, днем с огнем поискать!
Живого и мертвого готов ободрать. У нас в К. такую механику завел, что хоть брось торговать. Одно обидно: все видели, у всех на знати, как он на постоялом, лет тридцать тому назад, извозчиков овсом обмеривал!
Настоящего севооборота он, конечно, не дождется раньше трех лет, но зато к тому времени у него все будет готово, все начеку: и постройки, и стадо, и усовершенствованные орудия — словом сказать, весь
живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь.
Неточные совпадения
Взволнованная
и слишком нервная Фру-Фру потеряла первый момент,
и несколько лошадей взяли с места прежде ее, но, еще не доскакивая реки, Вронский, изо всех сил сдерживая влегшую в поводья лошадь, легко обошел трех,
и впереди его остался только рыжий Гладиатор Махотина, ровно
и легко отбивавший задом пред самим Вронским,
и еще впереди всех прелестная Диана, несшая ни
живого, ни
мертвого Кузовлева.
«Не может быть, чтоб это страшное тело был брат Николай», подумал Левин. Но он подошел ближе, увидал лицо,
и сомнение уже стало невозможно. Несмотря на страшное изменение лица, Левину стòило взглянуть в эти
живые поднявшиеся на входившего глаза, заметить легкое движение рта под слипшимися усами, чтобы понять ту страшную истину, что это
мертвое тело было
живой брат.
Фигура вдруг из
мертвой, выдуманной стала
живая и такая, которой нельзя уже было изменить.
Подумайте не о
мертвых душах, а <о> своей
живой душе, да
и с Богом на другую дорогу!
А вы что, мои голубчики? — продолжал он, переводя глаза на бумажку, где были помечены беглые души Плюшкина, — вы хоть
и в
живых еще, а что в вас толку! то же, что
и мертвые,
и где-то носят вас теперь ваши быстрые ноги?