Отступив от мира и рассматривая его с отрицательной точки, им не захотелось снова взойти в мир; им показалось достаточным знать, что хина лечит от лихорадки,
для того чтоб вылечиться; им не пришло в голову, что для человека наука — момент, по обеим сторонам которого жизнь: с одной стороны — стремящаяся к нему — естественно-непосредственная, с другой — вытекающая из него — сознательно-свободная; они не поняли, что наука — сердце, в которое втекает темная венозная кровь не для того, чтоб остаться в нем, а чтоб, сочетавшись с огненным началом воздуха, разлиться алой артериальной кровью.
Неточные совпадения
А
для того,
чтоб перейти во всеобщее сознание, потеряв свой искусственный язык, и сделаться достоянием площади и семьи, живоначальным источником действования и воззрения всех и каждого, — она слишком юна, она не могла еще иметь такого развития в жизни, ей много дела дома, в сфере абстрактной; кроме философов-мухаммедан, никто не думает, что в науке все совершено, несмотря ни на выработанность формы, ни на полноту развертывающегося в ней содержания, ни на диалектическую методу, ясную и прозрачную
для самой себя.
Но трудиться не хотят, а утешаются мыслью, что современная наука есть разработка материалов, что надобно нечеловечьи усилия
для того,
чтоб понять ее, и что скоро упадет с неба или выйдет из-под земли другая, легкая наука.
Для того,
чтоб сделать дельный вопрос, надобно непременно быть сколько-нибудь знакому с предметом, надобно обладать своего рода предугадывающею проницательностию.
Таким объяснением дилетанты недовольны: у них кроется мысль, что во внутреннем спрятана тайна, которая разуму непостижима, а между
тем вся сущность его в
том только и состоит,
чтоб обнаружиться, — и
для чего,
для кого была бы эта тайная тайна?
Но
для того,
чтоб достигнуть действительно до трезвости, надобен был труд 3000 лет.
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед; наконец, и
для того полезно перетрясти ветошь,
чтоб узнать, сколько ее истлело и сколько осталось на костях.
Борьба эта будто явилась с
того света,
чтоб присутствовать при вступлении в отрочество нового мира, передать ему владычество от имени двух предшествовавших, от имени отца и деда, и увидеть, что
для мертвых нет больше владений в мире жизни.
Хотя и есть люди, которые не ужинают
для того,
чтоб не снимать масок, но уж нет больше детей, которые бы боялись замаскированных.
Он прозябал пятнадцать столетий
для того,
чтоб германский мир имел время укрепить свою мысль и приобрести умение воспользоваться им.
Готические церкви оставили недостроенными
для того,
чтоб воздвигать церкви в стиле восстановления.
У них метода одна — анатомическая:
для того,
чтоб понять организм, они делают аутопсию.
Ученые смотрят в микроскоп, и потому не могут видеть ничего большого;
для того,
чтоб быть ими замеченным, надобно быть незаметным глазу человеческому;
для них существует не кристальный ручей, а капля, наполненная гомеопатическими гадами.
В нем настоящее, переходя в будущее, развертывается во всей красе и благоухании
для того,
чтоб насладиться настоящим; но предупредим недоразумение — эта аристократия далеко не замкнута: она, как Фивы, имеет сто широких врат, вечно открытых, вечно зовущих.
Но чем добросовестнее ученый,
тем меньше он сам может удовлетвориться подобными теориями: лишь только он принял какую-нибудь,
чтоб скрепить связку фактов, он наталкивается на факт, очевидно, не идущий в меру; надобно
для него сделать отдел, новое правило, новую гипотезу, а эта новая гипотеза противоречит старой — и чем дальше в лес,
тем больше дров.
Никто не может стать настолько выше своего века,
чтоб совершенно выйти из него, и если современное поколение начинает проще говорить и рука его смелее открывает последние завесы Изиды,
то это именно потому, что Гегелева точка зрения у него вперед шла, была побеждена
для него.
Процесс погубления личности в науке есть процесс становления — в сознательную, свободно разумную личность из непосредственно естественной; она приостановлена
для того,
чтоб вновь родиться.
Личности надобно отречься от себя
для того,
чтоб сделаться сосудом истины, забыть себя,
чтоб не стеснять ее собою, принять истину со всеми последствиями и в числе их раскрыть непреложное право свое на возвращение самобытности.
Наука покорила человеку мир, больше — покорила историю не
для того,
чтоб он мог отдыхать Всеобщность, удерживаемая в своей отвлеченности, всегда ведет к сонному уничтожению деятельности — таков индийский квиетизм.
Но человек должен переплыть океан
для того,
чтоб снова начать действование в ином свете, в обетованной Атлантиде.
Единое
для того расторгнулось в противуположное,
чтоб соединиться в истории.
Грядущее отнесется к былому, как совершеннолетний сын к отцу;
для того,
чтоб родиться,
для того,
чтоб сделаться человеком, ему нужен воспитатель, ему нужен отец; но, ставши человеком, связь с отцом меняется — делается выше, полнее любовью, свободнее.
Народы, ощущая призвание выступить на всемирно-историческое поприще, услышав глас, возвещавший, что час их настал, проникались огнем вдохновения, оживали двойною жизнию, являли силы, которые никто не смел бы предполагать в них и которые они сами не подозревали; степи и леса обстроивались весями, науки и художества расцветали, гигантские труды совершались
для того,
чтоб приготовить караван-сарай грядущей идее, а она — величественный поток — текла далее и далее, захваты вая более и более пространства.
Но
для того,
чтоб своими руками растворить двери, наука должна совершить во всей полноте свое призвание; пока хоть одна твердая точка остается не покоренною самопознанием — внешнее будет противодействовать.
Само собою разумеется, что Витберга окружила толпа плутов, людей, принимающих Россию — за аферу, службу — за выгодную сделку, место — за счастливый случай нажиться. Не трудно было понять, что они под ногами Витберга выкопают яму. Но
для того чтоб он, упавши в нее, не мог из нее выйти, для этого нужно было еще, чтоб к воровству прибавилась зависть одних, оскорбленное честолюбие других.
Неточные совпадения
Анна Андреевна. Послушай: беги к купцу Абдулину… постой, я дам тебе записочку (садится к столу, пишет записку и между
тем говорит):эту записку ты отдай кучеру Сидору,
чтоб он побежал с нею к купцу Абдулину и принес оттуда вина. А сам поди сейчас прибери хорошенько эту комнату
для гостя. Там поставить кровать, рукомойник и прочее.
Я ни от кого их не таю
для того,
чтоб другие в подобном положении нашлись меня умнее.
Стародум. Они жалки, это правда; однако
для этого добродетельный человек не перестает идти своей дорогой. Подумай ты сама, какое было бы несчастье, ежели б солнце перестало светить
для того,
чтоб слабых глаз не ослепить.
Стародум(целуя сам ее руки). Она в твоей душе. Благодарю Бога, что в самой тебе нахожу твердое основание твоего счастия. Оно не будет зависеть ни от знатности, ни от богатства. Все это прийти к тебе может; однако
для тебя есть счастье всего этого больше. Это
то,
чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться…
Стародум. О! Когда же вы так ее любите,
то должен я вас обрадовать. Я везу ее в Москву
для того,
чтоб сделать ее счастье. Мне представлен в женихи ее некто молодой человек больших достоинств. За него ее и выдам.