Цитаты со словом «стихотворение»
Чтобы удовлетворить требованию добра, оно должно непременно быть благородно и честно; оттого нам не нравятся, напр.,
стихотворения, в которых расточается подлая лесть, как бы эта лесть ни была хорошо выражена.
Это поэзия лирическая, к которой относятся все почти роды мелких
стихотворений и которая названа так оттого, что в древности все подобные стихотворения пелись, и это пение сопровождалось игрою на лире.
И в повести часто разные лица вступают в разговоры и сами действуют так, что автор от себя не говорит уже за них; и в драме бывают речи, полные лирического чувства; и в лирическом
стихотворении может быть введен рассказ для того, чтобы еще сильнее возбудить чувство.
Каждое из таких впечатлений и чувств может дать содержание для лирического
стихотворения.
Иные, напр. во множестве
стихотворений все толкуют о какой-то неопределенной грусти; а о чем они грустят, — это сами они хорошенько не понимают.
Именем тени вообще называют всякое лирическое
стихотворение, и даже вообще поэзию называют песнопением.
Каким образом он дошел до этого, объясняет нам его жизнь, с которой непосредственно связана вся его поэзия. Мы обратимся теперь к рассказу об этой замечательной жизни, а потом представим несколько частных замечаний о различных особенностях, заключающихся в поэзии Кольцова, и особенно в тех его
стихотворениях, которые носят название русских песен.
Поэтому, судя по
стихотворениям Кольцова, мы можем заключить, что его в первые годы жизни более поражали чистые, живые явления природы, нежели те грязные, пошлые, мелкие, нередко безнравственные случайности, которых он мог бы насмотреться дома, в торговых отношениях отца.
Но та же степь своим пустынным величием и тишиною навевала и грусть на душу поэта, как высказывается это, напр., в последних стихах
стихотворения «Могила...
Тем же чувством полно
стихотворение «Путник...
Таким образом, здесь же он знакомится и с преданьями родной страны, как сам вспоминает впоследствии в одном из своих
стихотворений...
Так прошло три года. Кольцову было уже лет 14, когда его поразил внезапный удар, нанесенный его дружбе. Приятель, которого он так полюбил, с которым делил до сих пор лучшие свои чувства, которому он обязан, может быть, лучшими минутами своей отроческой жизни, — умер от болезни. Это было первое несчастие, поразившее чувствительное сердце Кольцова. Он глубоко и тяжело горевал о погибшем друге, с которым находил отраду для своего сердца. К нему, кажется, обращался он в 1828 г, в
стихотворении «Ровеснику...
Все это
стихотворение, один из самых первых опытов Кольцова, еще очень слабо; но в нем все-таки заметно искреннее чувство, видна чистота и благородство стремлений, которые он питал в своей душе с самого раннего детства и без которых не мог бы быть столь замечательным поэтом.
Первое знакомство Кольцова со
стихотворениями и первые попытки собственного стихотворства. Воронежский книгопродавец. Дружба с Серебрянским. Семейные отношения.
Однажды книгопродавец предложил ему купить
стихотворения Дмитриева.
Еще во время самого рассказа Кольцов был сильно поражен этим случаем, и теперь решился взять его как предмет для своего
стихотворения.
В ночь готово было
стихотворение, под названием «Три видения».
Стихотворение это было чрезвычайно плохо, но теперь главное для Кольцова состояло в том, что он достиг уменья складывать стихи, как бы ни было ничтожно их достоинство.
Однако же первый успех в стихослагательстве ободрил его, и он начал после этого слагать и другие
стихотворения.
Вероятно, в первых его опытах отзывалось влияние этих писателей не только в составе стиха, но и в тоне и в устройстве целого произведения; но почти все свои стихи, писанные в то время, уничтожил сам автор, а в позднейших его
стихотворениях совсем незаметно ничего ни ломоносовского, ни державинского: и язык и содержание их отличаются самобытностью и оригинальностью.
Книгопродавец, разумеется, был очень удивлен явлением мальчика с просьбою прочесть его
стихотворения и дать о них свой суд.
И в этом он скоро достиг некоторого успеха: стихи его были правильны и гладки, как свидетельствует
стихотворение «Сирота», написанное им в 1825 г., когда ему было 16 или даже 15 лет.
В этом
стихотворении совсем еще не видно той силы оригинальности и меткости выражения, которыми отличаются лучшие песни Кольцова. В самом содержании заметна немножко томная сентиментальность, какою отличались тогда Мерзляков, Дельвиг и др. и какой впоследствии совсем не находим у Кольцова. Но стихи и здесь уже довольно гладки, особенно для 1825 г., когда и Пушкин не написал еще лучших своих произведений, и Лермонтова не было, и вообще механизм стиха не был еще так упрощен, как теперь.
Серебрянский тщательно рассматривал и обсуживал каждое
стихотворение, написанное самоучкой-поэтом.
Об этих отношениях свидетельствует нам сам Кольцов в
стихотворении «Серебрянскому...
Он долго грустил после своей разлуки, и грусть эта отзывалась и впоследствии во многих из, его
стихотворений.
Знакомство со Станкевичем. Поездка в Москву. Первое издание
стихотворений Кольцова Станкевичем. Белинский. Знакомство Кольцова с литературным кругом в Москве и в Петербурге.
Кольцов сам впоследствии, в
стихотворении, посвященном памяти Станкевича, трогательно и живо изображает эти светлые беседы, этих бодрых, вдохновенных юношей, в кругу которых он тогда находился...
Тем не менее живая мысль, соединявшаяся теперь с его поэтическим чувством и благородным настроением души, придала новое достоинство последующим его
стихотворениям.
С этого же времени начинается и литературная известность Кольцова. В 1831 г. два или три
стихотворения его были напечатаны в одном из тогдашних московских журналов. Кольцов, до сих пор все еще чрезвычайно мало доверявший себе, увидел в этом как бы ручательство за то, что стихи его могут быть годны, и был от всего сердца рад, что успел попасть в печать. Возвратившись в Воронеж, он уже теперь с большею уверенностью в своих силах стал продолжать свои поэтические труды.
Вскоре Станкевич предложил Кольцову издать его
стихотворения отдельной книжкой.
Таким образом, в 1835 г. явилась маленькая книжка, в которой напечатано было 18
стихотворений, избранных Станкевичем из тетради Кольцова.
Стихотворения эти еще не обнаруживали во всем блеске самородного таланта Кольцова, но и в них уже можно было видеть, как замечательно его поэтическое дарование и как много оно обещает в будущем.
Таков был Белинский, бывший впоследствии другом Кольцова и написавший его биографию в 1846 г., приложенную к изданию
стихотворений Кольцова, предпринятому гг.
В 1835 г. Белинский напечатал в «Телескопе» статью о
стихотворениях молодого поэта, в которой утверждал, что у Кольцова — необыкновенный поэтический талант, и определял сущность его поэзии.
Вот несколько строк из его довольно обстоятельной статьи: «Немного
стихотворений напечатано из большой тетради, присланной Кольцовым, — говорит Белинский, — не все и из напечатанных — равного достоинства… найдется между ними два-три слабых, но ни одного такого, в котором бы не было хотя нечаянного проблеска чувства, хотя одного или двух стихов, вырвавшихся из души…
В заключение своей статьи Белинский высказывает горячее желание, чтобы дарование Кольцова не заглохло под тяжестью обстоятельств жизни, но развивалось и крепло. Он оканчивает напоминанием поэту о твердости духа и неутомимой борьбе с жизнью и приводит его же
стихотворение «К другу», заключающееся следующими стихами...
Но совсем не с таким одушевленным участием приняли
стихотворения Кольцова многие из людей, считавшихся в то время опытными и умными судьями в деле литературы.
Скоро после того (в январе 1837 г.) Пушкина не стало, и Кольцов посвятил его памяти свое превосходное
стихотворение «Лес».
В Москве Кольцов опять отдохнул душою среди своих старых друзей и с ужасом думал о возвращении в Воронеж. «Если бы вы знали, — писал он в Петербург к Белинскому, — как не хочется мне ехать домой: так холодом и обдает при мысли ехать туда, а надо ехать — необходимость, железный закон». Поэтому он и по окончании дел еще несколько времени жил в Москве и радостно встретил с друзьями новый, 1841, год. Через год он грустно вспоминает об этом в
стихотворении на новый, 1842, год...
В каждом из
стихотворений Кольцова непременно есть мысль.
Самые недостатки некоторых
стихотворений, напр. дум, происходят от того, что поэт брался в них за представление таких предметов, которые он еще не совсем ясно понимал и в которых поэтому не могло сильно выразиться поэтическое чувство.
Характер поэзии Кольцова. Верность и правдивость в изображении предметов. Положительный взгляд на вещи. Присутствие мысли в
стихотворениях. Думы. Некоторые черты народного характера в песнях Кольцова. Сила чувства и выражения. Язык Кольцова. Заключение.
По всем этим причинам мы к рассказу о жизни Кольцова прибавим теперь еще несколько слов о характере и значении его
стихотворений.
Кольцов писал сначала разные мелкие
стихотворения, подражая отчасти известным поэтам нашим.
Совсем не то у Кольцова. Он сам испытал все нужды простого народа, сам жил с ним, сам был в том же положении, в каком живут наши простолюдины. Поэтому и в
стихотворениях Кольцова русские люди являются настоящими, а не выдуманными существами.
В
стихотворении «Урожай», после превосходнейшего описания пробуждения сельской природы весной, идет речь о полевых работах крестьян, и главная мысль обращается на то...
Точно так же и описания природы у Кольцова вполне верны и естественны. Он не придумывает скалистых берегов, журчащих ручейков, прекрасных лесов с расчищенными дорожками и т. п., как это очень часто делалось многими сочинителями. Он описывает именно то, что он видел и знает: степь, ниву, лес, деревню, летний зной, осенние бури, зимние вьюги, и представляет их именно так, как они бывают в природе. Таких картин природы у него чрезвычайно много рассыпано в разных его
стихотворениях.
Некоторые привели мы выше, напр. описание степи. Другие можно видеть в
стихотворениях, помещенных в конце этой книжки, особенно в «Урожае», «Песне пахаря», «Что ты спишь, мужичок», «Светит солнышко» и др.
Нет, он думает, о чем ему говорить и что говорить — в его
стихотворениях всегда есть мысль.
Цитаты из русской классики со словом «стихотворение»
Два французских
стихотворения Барятинского: «Стансы в темнице» (в Петропавловской крепости) и атеистическое «О боге» — переведены на русский язык М. В. Нечкиной («Восстание декабристов», т. X, стр. 304 и сл.; сб. «Избр. произведения декабристов», II, стр. 437 и сл.); другой перевод отдельных отрывков — Б. В. Томашевского (сб. «Поэзия декабристов», 1950, стр. 648 и сл.).] несколько слов тебе скажу в ответ.
В поэтическом и дружеском напутствовании [В послании к И. А. Гончарову, напечатанной в полном собрании
стихотворений Бенедиктова — примеч.
Часто заря заставала его над какой-нибудь элегией. Все часы, проводимые не у Любецких, посвящались творчеству. Он напишет
стихотворение и прочтет его Наденьке; та перепишет на хорошенькой бумажке и выучит, и он «познал высшее блаженство поэта — слышать свое произведение из милых уст».
Калерия. Очень рада. Это
стихотворение в прозе. Со временем к нему напишут музыку.
Сверх того, барышни были большие любительницы стихов, и не было дома (с барышнями), в котором не существовало бы объемистого рукописного сборника или альбома, наполненных произведениями отечественной поэзии, начиная от оды «Бог» и кончая нелепым
стихотворением: «На последнем я листочке».
Ассоциации к слову «стихотворение»
Синонимы к слову «стихотворение»
Предложения со словом «стихотворение»
- В четыре года он пошёл в школу, в семь лет начал писать стихотворения, а в восемь мог сочинять произведения в жанре фу.
- Мальчик стал читать стихотворение сразу, без всякой заминки и без предупреждения.
- Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «стихотворение»
Каким бывает «стихотворение»
Значение слова «стихотворение»
СТИХОТВОРЕ́НИЕ, -я, ср. Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Читать стихотворение. Стихотворения А. Блока. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СТИХОТВОРЕНИЕ
Афоризмы русских писателей со словом «стихотворение»
- Слово слушается его [Лермонтова], как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют равных ни в какой поэзий мира.
Это так неожиданно, так просто и так бездонно:
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
- Нельзя довольно надивиться гению Ломоносова: у него есть строфы и целые стихотворения, которые по чистоте и правильности языка весьма приближаются к нынешнему времени.
- Меняются приемы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства. Если язык стихотворения еще позволяет прочесть, если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас, живущих.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно