Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать,
обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении, сознание вины перед трудовым народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Неточные совпадения
Поразительным примером такой неизвестности сочинений, направленных на разъяснение непротивления
злу насилием и
обличение тех, которые не признают этой заповеди, служит судьба книги чеха Хельчицкого, только недавно ставшей известной и до сих пор еще не напечатанной.
Но весьма немногие из тогдашних сатир брали
зло в самой его сущности; немногие руководились в своих
обличениях радикальным отвращением к крепостному праву, в какой бы кроткой форме оно ни проявлялось.
С Кантемира так это и пошло на целое столетие: никогда почти не добирались сатирики до главного, существенного
зла, не разражались грозным
обличением против того, от чего происходят и развиваются общие народные недостатки и бедствия.
Где ни раскройте сатирические журналы, везде вам попадется — то насмешка над глупою спесью, то
обличение бесчеловечных поступков, то
злая выходка против эгоистических расчетов, то внушение правил человеколюбия, снисходительности к низшим, правдивости перед высшими, честности, любви к отечеству и пр.
Исправление существующего
зла жизни не может начаться ни с чего другого, как только с
обличения религиозной лжи и установления религиозной истины в себе каждым отдельным человеком.