Неточные совпадения
И прежде всего, по принятому нами критерию, мы различаем авторов, служащих представителями естественных, правильных стремлений
народа, от авторов, служащих органами разных искусственных тенденций и
требований.
В литературах всех
народов мы находим множество писателей, совершенно преданных искусственным интересам и нимало не заботящихся о нормальных
требованиях человеческой природы.
Разобрать это отношение внешней формы к внутренней силе уже нетрудно; самое главное для критики — определить, стоит ли автор в уровень с теми естественными стремлениями, которые уже пробудились в
народе или должны скоро пробудиться по
требованию современного порядка дел; затем — в какой мере умел он их понять и выразить, и взял ли он существо дела, корень его, или только внешность, обнял ли общность предмета или только некоторые его стороны.
С течением времени человечество все более и более освобождается от искусственных искажений и приближается к естественным
требованиям и воззрениям: мы уже не видим таинственных сил в каждом лесе и озере, в громе и молнии, в солнце и звездах; мы уже не имеем в образованных странах каст и париев; мы не перемешиваем отношений двух полов, подобно
народам Востока; мы не признаем класса рабов существенной принадлежностью государства, как было у греков и римлян; мы отрицаемся от инквизиционных начал, господствовавших в средневековой Европе.
Меры обременительные, стесняющие
народ в его правах, могут быть вызваны, вопреки
требованию народной жизни, просто действием произвола, сообразно выгодам привилегированного меньшинства, которое пользуется стеснением других; но меры, которыми уменьшаются привилегии и расширяются общие права, не могут иметь свое начало не в чем ином, как в прямых и неотступных
требованиях народной жизни, неотразимо действующих на привилегированное меньшинство, даже вопреки его личным, непосредственным выгодам.
Неточные совпадения
— Современное состояние
народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий, — мы должны исполнять эти
требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма.
Правительства были рады этому направлению и сначала поощряли развитие международных ненавистей; массы снова лепились около племенного родства, узел которого затягивался туже, и снова отдалялись от общих
требований улучшения своего быта; границы становились непроходимее, связь и сочувствие между
народами обрывались.
Очень много было говорено по случаю моей книги о том, как я неправильно толкую те и другие места Евангелия, о том, как я заблуждаюсь, не признавая троицы, искупления и бессмертия души; говорено было очень многое, но только не то одно, что для всякого христианина составляет главный, существенный вопрос жизни: как соединить ясно выраженное в словах учителя и в сердце каждого из нас учение о прощении, смирении, отречении и любви ко всем: к ближним и к врагам, с
требованием военного насилия над людьми своего или чужого
народа.
Нет, мы просто разумеем литературу как выражение общества и
народа, и в этом смысле наши
требования от нее очень невелики.
Они могли явиться только в позднейшую эпоху, принесшую к нам много восточных понятий, усердно распространявшихся в
народе книжниками, которые столь же плохо понимали
требования поэтической истины, как и нужды русского
народа.