Неточные совпадения
Необходимость распространить в
народе просвещение, и именно на европейский манер, чувствовали у нас начиная с Иоанна Грозного, посылавшего русских учиться за границу, и особенно со времени Бориса Годунова, снарядившего за границу целую экспедицию молодых людей для наученья, думавшего основать университет и для того вызывавшего ученых из-за границы.
Вот тайна постоянного успеха, сопровождавшего его предприятия, несмотря на все препятствия, поставляемые невежеством и своекорыстием старинной партии, — и вот вместе с тем разгадка того, почему Петр мало тогда обратил внимания на главнейшие условия народного благоденствия — на распространение
просвещения между всеми классами
народа и на средства свободного, беспрепятственного развития всех производительных сил страны.
Это объяснялось тем, что маркиза сделала визит Ольге Сергеевне и, встретясь здесь с Варварой Ивановной Богатыревой, очень много говорила о себе, о людях, которых она знала, о преследованиях, которые терпела от правительства в течение всей своей жизни и, наконец, об обществе, в котором она трудится на пользу
просвещения народа.
Наступил тридцатый год царствования Михаила Феодоровича Романова. Под кротким и мудрым его правлением Россия отдохнула от протекших бедствий, и гордящиеся своим
просвещением народы Западной Европы начинали уже с приметным беспокойством посматривать на этого северного исполина, которому недоставало только Великого Петра, чтоб удивить вселенную своим могуществом и славою.
Помнишь, как мы увлекались тогда естественными науками, женским вопросом,
просвещением народа с высоты нашего тогдашнего величия?
Неточные совпадения
Одним словом, произошло то, что всегда случается, когда
просвещение слишком рано приходит к
народам младенческим и в гражданском смысле незрелым.
Когда почва была достаточно взрыхлена учтивым обращением и
народ отдохнул от
просвещения, тогда сама собой стала на очередь потребность в законодательстве. Ответом на эту потребность явился статский советник Феофилакт Иринархович Беневоленский, друг и товарищ Сперанского по семинарии.
«
Народ», — думал он, внутренне усмехаясь, слушая, как память подсказывает ему жаркие речи о любви к
народу, о необходимости работать для
просвещения его.
Каков
народ! какова система ограждения от контрабанды всякого рода! Какая бы, кажется, могла быть надежда на торговлю, на введение христианства, на
просвещение, когда так глухо заперто здание и ключ потерян? Как и когда придет все это? А придет, нет сомнения, хотя и нескоро.
Да у кого они переняли? — хотел было я спросить, но вспомнил, что есть у кого перенять: они
просвещение заимствуют из Китая, а там, на базаре, я видел непроходимую кучу
народа, толпившегося около другой кучи сидевших на полу игроков, которые кидали, помнится, кости.