Неточные совпадения
В публике статья эта была встречена
общим негодованием.
В произведениях талантливого художника, как бы они ни были разнообразны, всегда можно примечать нечто
общее, характеризующее все их и отличающее их от произведений других писателей.
Но тут обилие частных представлений, собранных прежде и неприметно покоившихся
в его сознании, дает ему возможность тотчас же составить из них
общее понятие и, таким образом, немедленно перенести новый факт из живой действительности
в отвлеченную сферу рассудка.
Следовательно, художник должен — или
в полной неприкосновенности сохранить свой простой, младенчески непосредственный взгляд на весь мир, или (так как это совершенно невозможно
в жизни) спасаться от односторонности возможным расширением своего взгляда, посредством усвоения себе тех
общих понятий, которые выработаны людьми рассуждающими.
Свободное претворение самых высших умозрений
в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего,
общего смысла во всяком, самом частном и случайном факте жизни — это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый.
Но художник, руководимый правильными началами
в своих
общих понятиях, имеет все-таки ту выгоду пред неразвитым или ложно развитым писателем, что может свободнее предаваться внушениям своей художнической натуры.
Его непосредственное чувство всегда верно указывает ему на предметы; но когда его
общие понятия ложны, то
в нем неизбежно начинается борьба, сомнения, нерешительность, и если произведение его и не делается оттого окончательно фальшивым, то все-таки выходит слабым, бесцветным и нестройным.
Напротив, когда
общие понятия художника правильны и вполне гармонируют с его натурой, тогда эта гармония и единство отражаются и
в произведении.
Для того чтобы сказать что-нибудь определенное о таланте Островского, нельзя, стало быть, ограничиться
общим выводом, что он верно изображает действительность; нужно еще показать, как обширна сфера, подлежащая его наблюдениям, до какой степени важны те стороны фактов, которые его занимают, и как глубоко проникает он
в них.
Общие соображения, которые
в этом рассмотрении должны руководить нас, состоят
в следующем...
Таково
общее впечатление комедий Островского, как мы их понимаем. Чтобы несколько рельефнее выставить некоторые черты этого бледного очерка, напомним несколько частностей, долженствующих служить подтверждением и пояснением наших слов.
В настоящей статье мы ограничимся представлением того нравственного растления, тех бессовестно неестественных людских отношений, которые мы находим
в комедиях Островского как прямое следствие тяготеющего над всеми самодурства.
Мы знаем
общую причину такого настроения, указанную нам очень ясно самим же Островским, и видим, что Марья Антиповна составляет не исключительное, а самое обыкновенное, почти всегдашнее явление
в этом роде.
Островского упрекали
в том, что он не довольно полно и ясно выразил
в своей комедии, каким образом, вследствие каких особенных влияний,
в какой последовательности и
в каком соответствии с
общими чертами характера Большова явилось
в нем намерение объявить себя банкротом.
Вообще надобно сказать, что только с помощью этого убеждения и поддерживается некоторая жизнь
в нашем «темном царстве»: через него здесь и карьеры делаются, и выгодные партии составляются, и капиталы наживаются, и
общее уважение приобретается.
В Лире действительно сильная натура, и
общее раболепство пред ним только развивает ее односторонним образом — не на великие дела любви и
общей пользы, а единственно на удовлетворение собственных, личных прихотей.
Не составляет ли он противоречия
общему впечатлению комедии, заставляющей нас признать все преступления
в этой среде следствием темноты разумения и неразвитости человеческих сторон характера?
Там еще кое-где пробивается жизнь, самобытность, мерцает минутами луч какой-то надежды, здесь — тишь невозмутимая, мрак непроглядный, здесь перед вами стоит мертвая красавица
в безлюдной степи, и
общее гробовое молчание нарушается лишь движением степного коршуна, терзающего
в воздухе добычу…
Мы уже замечали, что
общие идеи принимаются, развиваются и выражаются художником
в его произведениях совершенно иначе, нежели обыкновенными теоретиками.
Не отвлеченные идеи и
общие принципы занимают художника, а живые образы,
в которых проявляется идея.
В первой части «Мертвых душ» есть места, по духу своему близко подходящие к «Переписке», но «Мертвые души» от этого не теряли своего
общего смысла, столь противоположного теоретическим воззрениям Гоголя.
Но при
общей характеристике частности могут остаться
в стороне, и на первом плане является изображение
общего миросозерцания писателя, как оно выразилось во всей массе его произведений.
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный смысл факта не укрылся от него, и
в «Не
в своих санях» мы находим разбросанные черты тех отношений, которые разумеем под
общим именем самодурных.
Если эти черты не так ярки, чтобы бросаться
в глаза каждому, если впечатление пьесы раздвояется, — это доказывает только (как мы уже замечали
в первой статье), что
общие теоретические убеждения автора, при создании пьесы, не находились
в совершенной гармонии с тем, что выработала его художническая натура из впечатлений действительной жизни.
И однако же эти две пошлости расстраивают всю гармонию семейного быта Русаковых, заставляют отца проклинать дочь, дочь — уйти от отца и затем ставят несчастную девушку
в такое положение, за которым, по мнению самого Русакова, следует не только для нее самой горе и бесчестье на всю жизнь, но и
общий позор для целой семьи.
Кроме того,
в нем есть всегда неопределенный, смутный страх за свои права: он чувствует, что многих своих претензий не может оправдать никаким правом, никаким
общим законом…
За это пользование я и сам обязываюсь платить тем, что буду стараться об увеличении
общей суммы благ, находящихся
в распоряжении этого общества.
Такое обязательство вытекает из
общего понятия о справедливости, которое лежит
в природе человека.
Нужно только, чтоб изменение
в постановлениях, как клонящееся к
общему благу, подвергалось
общему суду и получило
общее согласие.
Если же
общее согласие не получено, то частному лицу предоставляется спорить, доказывать свои предположения и, наконец, — отказаться от всякого участия
в том деле, о котором настоящие правила признаны им ложными…
По
общей логике следовало бы, если уж человек ставит какие-нибудь правила и требования, хотя бы и произвольные, — то он должен и сам их уважать
в данных случаях и отношениях, наравне с другими.
Дело
в том, что Петр Ильич пьянствует, тиранит жену, бросает ее, заводит любовницу, а когда она, узнав об этом обстоятельстве, хочет уйти от него к своим родителям,
общий суд добрых стариков признает ее же виновною…
Нет, совсем другое представляется нам
в этой драме применительно к
общей идее, какую находим мы во всех произведениях Островского.
Пьеса эта, конечно, памятна нашим читателям, потому что она появилась
в нынешнем году и обратила на себя
общее внимание.
В сфере чиновнической оно еще гаже и возмутительнее, чем
в купеческой, потому что здесь дело постоянно идет об
общих интересах и прикрывается именем права и закона.
Кроме того, здесь мы видим уже бесчисленное множество оттенков и степеней; и чем выше, тем самодурство становится наглее внутренне и гибельнее для
общего блага, но благообразнее и величавее
в своих формах.
Вот почему иногда
общий смысл раскрываемой идеи требовал больших распространений и повторений одного и того же
в разных видах, — чтобы быть понятным и
в то же время уложиться
в фигуральную форму, которую мы должны были взять для нашей статьи, по требованию самого предмета…