Если даже один человек из миллионов в тысячелетний период времени имел возможность поступить свободно, т. е. так, как ему захотелось, то очевидно, что один
свободный поступок этого человека, противный законам, уничтожает возможность существования каких бы то ни было законов для всего человечества.
Признание это уничтожает возможность существования законов, т. е. какого бы то ни было знания. Если существует хоть одно свободно двигающееся тело, то не существует более законов Келлера и Ньютона и не существует более никакого представления о движении небесных тел. Если существует один
свободный поступок человека, то не существует ни одного исторического закона и никакого представления об исторических событиях.
Неточные совпадения
—
Свободный, разумный и справедливый
поступок — втихомолку! Долго ли мы будем жить, как совы, бояться света дневного, слушать совиную мудрость Нилов Андреевичей!..
Так что человек, не
свободный в совершении тех или других
поступков, свободен в том, на основании чего совершаются
поступки. Вроде того как машинист на паровозе, не
свободный в том, чтобы изменить уже совершившееся или совершающееся движение паровоза, свободен в том, чтобы вперед определить его будущие движения..
Так, человек, совершив под влиянием страсти
поступок, противный сознанной истине, остается все-таки
свободным в признании или непризнании ее, т. е. может, не признавая истину, считать свой
поступок необходимым и оправдывать себя в совершении его, и может, признавая истину, считать свой
поступок дурным и осуждать себя в нем.
Свобода человека не в том, что он может независимо от хода жизни и уже существующих и влияющих на него причин совершать произвольные
поступки, а в том, что он может, признавая открывшуюся ему истину и исповедуя ее, сделаться
свободным и радостным делателем вечного и бесконечного дела, совершаемого богом или жизнью мира, и может, не признавая эту истину, сделаться рабом ее и быть насильно и мучительно влекомым туда, куда он не хочет идти.
Точно так же и человек, не выдержавший жара и, не спасши своего товарища, выбежавший из горящего дома, остается
свободным (признавая истину о том, что человек с опасностью своей жизни должен служить чужим жизням) считать свой
поступок дурным и потому осуждать себя за него; или (не признавая эту истину) считать свой
поступок естественным, необходимым и оправдывать себя в нем.