Неточные совпадения
Дело
в том, что
это, пожалуй, и деятель, но деятель неопределенный, невыяснившийся.
Вот если вы не согласитесь с
этим последним тезисом и ответите: «Не так» или «не всегда так», то я, пожалуй, и ободрюсь духом насчет значения героя моего Алексея Федоровича. Ибо не только чудак «не всегда» частность и обособление, а напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит
в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи — все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…
Главный роман второй —
это деятельность моего героя уже
в наше время, именно
в наш теперешний текущий момент.
На
это отвечу уже
в точности: тратил я бесплодные слова и драгоценное время, во-первых, из вежливости, а во-вторых, из хитрости: все-таки, дескать, заране
в чем-то предупредил.
Теперь же скажу об
этом «помещике» (как его у нас называли, хотя он всю жизнь совсем почти не жил
в своем поместье) лишь то, что
это был странный тип, довольно часто, однако, встречающийся, именно тип человека не только дрянного и развратного, но вместе с тем и бестолкового, — но из таких, однако, бестолковых, которые умеют отлично обделывать свои имущественные делишки, и только, кажется, одни
эти.
Ведь знал же я одну девицу, еще
в запрошлом «романтическом» поколении, которая после нескольких лет загадочной любви к одному господину, за которого, впрочем, всегда могла выйти замуж самым спокойным образом, кончила, однако же, тем, что сама навыдумала себе непреодолимые препятствия и
в бурную ночь бросилась с высокого берега, похожего на утес,
в довольно глубокую и быструю реку и погибла
в ней решительно от собственных капризов, единственно из-за того, чтобы походить на шекспировскую Офелию, и даже так, что будь
этот утес, столь давно ею намеченный и излюбленный, не столь живописен, а будь на его месте лишь прозаический плоский берег, то самоубийства, может быть, не произошло бы вовсе.
Факт
этот истинный, и надо думать, что
в нашей русской жизни,
в два или три последние поколения, таких или однородных с ним фактов происходило немало.
Пикантное состояло еще и
в том, что дело обошлось увозом, а
это очень прельстило Аделаиду Ивановну.
Так что случай
этот был, может быть, единственным
в своем роде
в жизни Федора Павловича, сладострастнейшего человека во всю свою жизнь,
в один миг готового прильнуть к какой угодно юбке, только бы та его поманила.
А между тем одна только
эта женщина не произвела
в нем со страстной стороны никакого особенного впечатления.
Рассказывали, что молодая супруга выказала при том несравненно более благородства и возвышенности, нежели Федор Павлович, который, как известно теперь, подтибрил у нее тогда же, разом, все ее денежки, до двадцати пяти тысяч, только что она их получила, так что тысячки
эти с тех пор решительно как бы канули для нее
в воду.
Кто знает впрочем, может быть, было
это в нем и наивно.
Пока он докучал всем своими слезами и жалобами, а дом свой обратил
в развратный вертеп, трехлетнего мальчика Митю взял на свое попечение верный слуга
этого дома Григорий, и не позаботься он тогда о нем, то, может быть, на ребенке некому было бы переменить рубашонку.
Митя действительно переехал к
этому двоюродному дяде, но собственного семейства у того не было, а так как сам он, едва лишь уладив и обеспечив свои денежные получения с своих имений, немедленно поспешил опять надолго
в Париж, то ребенка и поручил одной из своих двоюродных теток, одной московской барыне.
Во-первых,
этот Дмитрий Федорович был один только из трех сыновей Федора Павловича, который рос
в убеждении, что он все же имеет некоторое состояние и когда достигнет совершенных лет, то будет независим.
Федор Павлович был очень
этим доволен, имея
в виду свои особые расчеты.
Вот
это и начал эксплуатировать Федор Павлович, то есть отделываться малыми подачками, временными высылками, и
в конце концов так случилось, что когда, уже года четыре спустя, Митя, потеряв терпение, явился
в наш городок
в другой раз, чтобы совсем уж покончить дела с родителем, то вдруг оказалось, к его величайшему изумлению, что у него уже ровно нет ничего, что и сосчитать даже трудно, что он перебрал уже деньгами всю стоимость своего имущества у Федора Павловича, может быть еще даже сам должен ему; что по таким-то и таким-то сделкам,
в которые сам тогда-то и тогда пожелал вступить, он и права не имеет требовать ничего более, и проч., и проч.
Взял он
эту вторую супругу свою, тоже очень молоденькую особу, Софью Ивановну, из другой губернии,
в которую заехал по одному мелкоподрядному делу, с каким-то жидком
в компании.
Подробностей не знаю, но слышал лишь то, что будто воспитанницу, кроткую, незлобивую и безответную, раз сняли с петли, которую она привесила на гвозде
в чулане, — до того тяжело было ей переносить своенравие и вечные попреки
этой, по-видимому не злой, старухи, но бывшей лишь нестерпимейшею самодуркой от праздности.
Впоследствии с несчастною, с самого детства запуганною молодою женщиной произошло вроде какой-то нервной женской болезни, встречаемой чаще всего
в простонародье у деревенских баб, именуемых за
эту болезнь кликушами.
Григорий снес
эту пощечину как преданный раб, не сгрубил ни слова, и когда провожал старую барыню до кареты, то, поклонившись ей
в пояс, внушительно произнес, что ей «за сирот Бог заплатит».
Случилось так, что и генеральша скоро после того умерла, но выговорив, однако,
в завещании обоим малюткам по тысяче рублей каждому «на их обучение, и чтобы все
эти деньги были на них истрачены непременно, но с тем, чтобы хватило вплоть до совершеннолетия, потому что слишком довольно и такой подачки для этаких детей, а если кому угодно, то пусть сам раскошеливается», и проч., и проч.
Этот мальчик очень скоро, чуть не
в младенчестве (как передавали по крайней мере), стал обнаруживать какие-то необыкновенные и блестящие способности к учению.
Так как Ефим Петрович плохо распорядился и получение завещанных самодуркой генеральшей собственных детских денег, возросших с тысячи уже на две процентами, замедлилось по разным совершенно неизбежимым у нас формальностям и проволочкам, то молодому человеку
в первые его два года
в университете пришлось очень солоно, так как он принужден был все
это время кормить и содержать себя сам и
в то же время учиться.
Упоминаю о сем случае особенно потому, что статья
эта своевременно проникла и
в подгородный знаменитый наш монастырь, где возникшим вопросом о церковном суде вообще интересовались, — проникла и произвела совершенное недоумение.
Какое
это было дело, читатель вполне узнает
в свое время
в подробности.
Семейка
эта, повторяю, сошлась тогда вся вместе
в первый раз
в жизни, и некоторые члены ее
в первый раз
в жизни увидали друг друга.
Он редко бывал резв, даже редко весел, но все, взглянув на него, тотчас видели, что
это вовсе не от какой-нибудь
в нем угрюмости, что, напротив, он ровен и ясен.
Была
в нем одна лишь черта, которая во всех классах гимназии, начиная с низшего и даже до высших, возбуждала
в его товарищах постоянное желание подтрунить над ним, но не из злобной насмешки, а потому, что
это было им весело.
Черта
эта в нем была дикая, исступленная стыдливость и целомудренность.
Эти «известные» слова и разговоры, к несчастию, неискоренимы
в школах.
Видя, что «Алешка Карамазов», когда заговорят «про
это», быстро затыкает уши пальцами, они становились иногда подле него нарочно толпой и, насильно отнимая руки от ушей его, кричали ему
в оба уха скверности, а тот рвался, спускался на пол, ложился, закрывался, и все
это не говоря им ни слова, не бранясь, молча перенося обиду.
Но
эту странную черту
в характере Алексея, кажется, нельзя было осудить очень строго, потому что всякий чуть-чуть лишь узнавший его тотчас, при возникшем на
этот счет вопросе, становился уверен, что Алексей непременно из таких юношей вроде как бы юродивых, которому попади вдруг хотя бы даже целый капитал, то он не затруднится отдать его, по первому даже спросу, или на доброе дело, или, может быть, даже просто ловкому пройдохе, если бы тот у него попросил.
Петр Александрович Миусов, человек насчет денег и буржуазной честности весьма щекотливый, раз, впоследствии, приглядевшись к Алексею, произнес о нем следующий афоризм: «Вот, может быть, единственный человек
в мире, которого оставьте вы вдруг одного и без денег на площади незнакомого
в миллион жителей города, и он ни за что не погибнет и не умрет с голоду и холоду, потому что его мигом накормят, мигом пристроят, а если не пристроят, то он сам мигом пристроится, и
это не будет стоить ему никаких усилий и никакого унижения, а пристроившему никакой тягости, а, может быть, напротив, почтут за удовольствие».
Это он сам воздвиг ее над могилкой бедной «кликуши» и на собственное иждивение, после того когда Федор Павлович, которому он множество раз уже досаждал напоминаниями об
этой могилке, уехал наконец
в Одессу, махнув рукой не только на могилы, но и на все свои воспоминания.
И вот довольно скоро после обретения могилы матери Алеша вдруг объявил ему, что хочет поступить
в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником. Он объяснил при
этом, что
это чрезвычайное желание его и что испрашивает он у него торжественное позволение как у отца. Старик уже знал, что старец Зосима, спасавшийся
в монастырском ските, произвел на его «тихого мальчика» особенное впечатление.
Просто повторю, что сказал уже выше: вступил он на
эту дорогу потому только, что
в то время она одна поразила его и представила ему разом весь идеал исхода рвавшейся из мрака к свету души его.
Прибавьте, что он был юноша отчасти уже нашего последнего времени, то есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий
в нее, а уверовав, требующий немедленного участия
в ней всею силой души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для
этого подвига, даже жизнью.
Хотя, к несчастию, не понимают
эти юноши, что жертва жизнию есть, может быть, самая легчайшая изо всех жертв во множестве таких случаев и что пожертвовать, например, из своей кипучей юностью жизни пять-шесть лет на трудное, тяжелое учение, на науку, хотя бы для того только, чтобы удесятерить
в себе силы для служения той же правде и тому же подвигу, который излюбил и который предложил себе совершить, — такая жертва сплошь да рядом для многих из них почти совсем не по силам.
Задумчивый он приехал к нам тогда, может быть, только лишь посмотреть: всё ли тут или и тут только два рубля, и —
в монастыре встретил
этого старца…
Старец
этот, как я уже объяснил выше, был старец Зосима; но надо бы здесь сказать несколько слов и о том, что такое вообще «старцы»
в наших монастырях, и вот жаль, что чувствую себя на
этой дороге не довольно компетентным и твердым.
Старец —
это берущий вашу душу, вашу волю
в свою душу и
в свою волю.
Этот искус,
эту страшную школу жизни обрекающий себя принимает добровольно
в надежде после долгого искуса победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог наконец достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то есть свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя
в себе не нашли.
Изобретение
это, то есть старчество, — не теоретическое, а выведено на Востоке из практики,
в наше время уже тысячелетней.
Конечно, все
это лишь древняя легенда, но вот и недавняя быль: один из наших современных иноков спасался на Афоне, и вдруг старец его повелел ему оставить Афон, который он излюбил как святыню, как тихое пристанище, до глубины души своей, и идти сначала
в Иерусалим на поклонение святым местам, а потом обратно
в Россию, на север,
в Сибирь: «Там тебе место, а не здесь».
Правда, пожалуй, и то, что
это испытанное и уже тысячелетнее орудие для нравственного перерождения человека от рабства к свободе и к нравственному совершенствованию может обратиться
в обоюдоострое орудие, так что иного, пожалуй, приведет вместо смирения и окончательного самообладания, напротив, к самой сатанинской гордости, то есть к цепям, а не к свободе.
Но при
этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все, входившие
в первый раз к старцу на уединенную беседу, входили
в страхе и беспокойстве, а выходили от него почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось
в счастливое.
И вообще все
это последнее время какой-то глубокий, пламенный внутренний восторг все сильнее и сильнее разгорался
в его сердце.
Не смущало его нисколько, что
этот старец все-таки стоит пред ним единицей: «Все равно, он свят,
в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит наконец правду на земле, и будут все святы, и будут любить друг друга, и не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышающихся, ни униженных, а будут все как дети Божии и наступит настоящее царство Христово».
Вот
в это-то время и состоялось свидание, или, лучше сказать, семейная сходка, всех членов
этого нестройного семейства
в келье старца, имевшая чрезвычайное влияние на Алешу.