— Я, знаете, человек холостой, этак несветский и неизвестный, и к тому же законченный человек, закоченелый человек-с, в семя пошел и… и… и заметили ль вы, Родион Романович, что у нас, то есть у нас в России-с, и всего более в наших петербургских кружках, если два умные человека, не слишком еще между собою знакомые, но, так сказать,
взаимно друг друга уважающие, вот как мы теперь с вами-с, сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора, — коченеют друг перед другом, сидят и взаимно конфузятся.
Поэтому, в зависимости от того или другого значения отрицания, и соединение не и да, ничто и нечто, в обоих случаях получает совершенно различный онтологический смысл — именно или антиномический, как некая coincidentia oppositorum, или диалектический, как внутренняя связанность сополагающихся и
взаимно обусловливающихся диалектических моментов.
Только при разъединении двух источников познавания, относящихся друг к другу как форма к содержанию, получаются отдельно,
взаимно исключающиеся и непостижимые понятия о свободе и о необходимости.
Эти инстинкты противоречат, мешают друг другу,
взаимно разрушают друг друга; современность представляет для меня физиологическое самопротиворечие.