Цитаты со словом «дьякон»
Это — протоиерей Савелий Туберозов, священник Захария Бенефактов и
дьякон Ахилла Десницын.
Последние остатки ее исчезли уже давно, да и то была коса столь мизерная, что
дьякон Ахилла иначе ее не называл, как мышиный хвостик.
Третий и последний представитель старогородского соборного духовенства,
дьякон Ахилла, имел несколько определений, которые будет нелишним здесь привести все, дабы при помощи их могучий Ахилла сколько-нибудь удобнее нарисовался читателю.
Четвертое же и самое веское из характерных определений
дьякону Ахилле было сделано самим архиереем, и притом в весьма памятный для Ахиллы день, именно в день изгнания его, Ахиллы, из архиерейского хора и посылки на дьяконство в Старый Город. По этому определению дьякон Ахилла назывался «уязвленным». Здесь будет уместно рассказать, по какому случаю стало ему приличествовать сие последнее название «уязвленного».
Дьякон Ахилла от самых лет юности своей был человек весьма веселый, смешливый и притом безмерно увлекающийся. И мало того, что он не знал меры своим увлечениям в юности: мы увидим, знал ли он им меру и к годам своей приближающейся старости.
Но во всех этих случаях, которые уже были известны и которые потому можно было предвидеть, против «увлекательности» Ахиллы благоразумно принимались меры предосторожности, избавлявшие от всяких напастей и самого
дьякона и его вокальное начальство: поручалось кому-нибудь из взрослых певчих дергать Ахиллу за полы или осаживать его в благопотребную минуту вниз за плечи.
У каждого из них, как у Туберозова, так и у Захарии и даже у
дьякона Ахиллы, были свои домики на самом берегу, как раз насупротив высившегося за рекой старинного пятиглавого собора с высокими куполами.
Дьякон Ахилла был вдов и бездетен и не радел ни о стяжаниях, ни о домостройстве.
Более решительно ничего не было в жилище
дьякона Ахиллы.
Не жаловался ни на что и
дьякон Ахилла, проводивший все дни свои в беседах и в гулянье по городу, или в выезде и в мене своих коней, или, наконец, порой в дразнении и в укрощении своей «услужающей Эсперансы».
Так, например, однажды помещик и местный предводитель дворянства, Алексей Никитич Плодомасов, возвратясь из Петербурга, привез оттуда лицам любимого им соборного духовенства разные более или менее ценные подарки и между прочим три трости: две с совершенно одинаковыми набалдашниками из червонного золота для священников, то есть одну для отца Туберозова, другую для отца Захарии, а третью с красивым набалдашником из серебра с чернью для
дьякона Ахиллы.
— Сим подарением тростей на нас наведено сомнение, — рассказывал
дьякон Ахилла.
— Да в чем же вы тут, отец
дьякон, видите сомнение? — спрашивали его те, кому он жаловался.
— Ах, да ведь вот вы, светские, ничего в этом не понимаете, так и не утверждайте, что нет сомнения, — отвечал
дьякон, — нет-с! тут большое сомнение!
И
дьякон пускался разъяснять это специальное горе.
— Во-первых, — говорил он, — мне, как
дьякону, по сану моему такого посоха носить не дозволено и неприлично, потому что я не пастырь, — это раз.
— Да чем же он тут может быть смущен, отец
дьякон?
И вот скажите же вы, что я трижды глуп, — восклицал
дьякон, — да-с, позволяю вам, скажите, что я глуп, если он, отец Савелий, не сполитикует.
И
дьякон Ахилла, по-видимому, не ошибся.
Дьякон Ахилла первый сейчас же крякнул и шепнул на ухо отцу Бенефактову...
— Для чего ж мою трость везти в город, отец протопоп? — вопросил смиренно моргающий своими глазами отец Захария, отстраняя
дьякона.
— Что ж, отец протопоп, «пред собою»? И я же ведь точно так же… тоже ведь и я предводительского внимания удостоился, — отвечал, слегка обижаясь,
дьякон; но отец протопоп не почтил его претензии никаким ответом и, положив рядом с собою поданную ему в это время трость отца Захарии, поехал.
Туберозов ехал, ехали с ним и обе наделавшие смущения трости, а
дьякон Ахилла, оставаясь дома, томился разрешением себе загадки: зачем Туберозов отобрал трость у Захарии?
— Ну что тебе? Что тебе до этого? что тебе? — останавливал Захария мятущегося любопытством
дьякона.
Дьякон ударил себя рукой по лбу и воскликнул...
— Что же за стыд, когда я ей обучался, да не мог понять! Это со всяким может случиться, — отвечал
дьякон и, не высказывая уже более никаких догадок, продолжал тайно сгорать любопытством — что будет?
Отец протопоп вылез из кибитки важный, солидный; вошел в дом, помолился, повидался с женой, поцеловал ее при этом три раза в уста, потом поздоровался с отцом Захарией, с которым они поцеловали друг друга в плечи, и, наконец, и с
дьяконом Ахиллой, причем дьякон Ахилла поцеловал у отца протопопа руку, а отец протопоп приложил свои уста к его темени.
— Вы же хоть полюбопытствуйте! спросите! — беспрестанно зудил во все дни отцу Захарию нетерпеливый
дьякон Ахилла.
Дьякон просто сгорал от любопытства и не знал, что бы такое выдумать, чтобы завести разговор о тростях; но вот, к его радости, дело разрешилось, и само собою.
На пятый или на шестой день по возвращении своем домой отец Савелий, отслужив позднюю обедню, позвал к себе на чай и городничего, и смотрителя училищ, и лекаря, и отца Захарию с
дьяконом Ахиллой и начал опять рассказывать, что он слышал и что видел в губернском городе.
— Все ты всегда со вздором лезешь, — заметил отец протопоп
дьякону и при этом, приставив одну трость к своей груди, сказал: — вот это будет моя.
Но
дьякон не только нимало не сконфузился, но опять порскнул и закатился со смеху.
— Это кто ж баран-то выходит теперь? — вопросил, едва выговаривая слова,
дьякон.
— Чему-с? А она тому соответствует, — заговорил протяжнее
дьякон, — что дали мол, дескать, ему линейкой палю в руку.
Отец Захария хотел возразить, но и вправду слегка смутился.
Дьякон торжествовал, наведя это смущение на тихого отца Бенефактова; но торжество Ахиллы было непродолжительно.
Не успел он оглянуться, как увидел, что отец протопоп пристально смотрел на него в оба глаза и чуть только заметил, что
дьякон уже достаточно сконфузился, как обратился к гостям и самым спокойным голосом начал...
А тебе, отец
дьякон… я и о твоей трости, как ты меня просил, думал сказать, но нашел, что лучше всего, чтобы ты с нею вовсе ходить не смел, потому что это твоему сану не принадлежит…
— Отсюда, — говорил
дьякон, — было все начало болезням моим. Потому что я тогда не стерпел и озлобился, а отец протопоп Савелий начал своею политикой еще более уничтожать меня и довел даже до ярости. Я свирепел, а он меня, как медведя на рогатину, сажал на эту политику, пока я даже осатаневать стал.
Это был образчик мелочности, обнаруженной на старости лет протопопом Савелием, и легкомысленности
дьякона, навлекшего на себя гнев Туберозова; но как Москва, говорят, от копеечной свечи сгорела, так и на старогородской поповке вслед за этим началась целая история, выдвинувшая наружу разные недостатки и превосходства характеров Савелия и Ахиллы.
Дьякон лучше всех знал эту историю, но рассказывал ее лишь в минуты крайнего своего волнения, в часы расстройства, раскаянии и беспокойств, и потому когда говорил о ней, то говорил нередко со слезами на глазах, с судорогами в голосе и даже нередко с рыданиями.
Повторив этот рассказ,
дьякон обыкновенно задумывался, поникал головой и через минуту, вздохнув, продолжал мягким и грустным тоном...
Почтмейстерша Тимониха мне все советует: «В полк, говорит, отец
дьякон, идите, вас полковые любить будут».
При этих словах у
дьякона закипали в груди слезы, и он, всхлипывая, заканчивал...
За что же ты молчишь? — восклицал
дьякон, вдруг совсем начиная плакать и обращаясь с поднятыми руками в ту сторону, где полагал быть дому отца протопопа.
Дьякон ожидал утешения и поддержки.
Дьякон оборачивался в другую сторону и, стуча кулаком по ладони, выговаривал...
— Ну, просвирнин сын, тебе это так не пройдет! Будь я взаправду тогда Каин, а не
дьякон, если только я этого учителя Варнавку публично не исковеркаю!
Это поет
дьякон Ахилла; она хорошо узнает его голос.
Дьякон спустился с горы и, идучи по мосту, продолжает...
Протопопица слушает с удовольствием пение Ахиллы, потому что она любит и его самого за то, что он любит ее мужа, и любит его пение. Она замечталась и не слышит, как
дьякон взошел на берег, и все приближается и приближается, и, наконец, под самым ее окошечком вдруг хватил с декламацией...
Неточные совпадения
Прошла неделя, и отец протопоп возвратился. Ахилла-дьякон, объезжавший в это время вымененного им степного коня, первый заметил приближение к городу протоиерейской черной кибитки и летел по всем улицам, останавливаясь пред открытыми окнами знакомых домов, крича: «Едет! Савелий! едет наш поп велий!» Ахиллу вдруг осенило новое соображение.
Ахилла-дьякон так и воззрился, что такое сделано политиканом Савелием для различения одностойных тростей; но увы! ничего такого резкого для их различия не было заметно. Напротив, одностойность их даже как будто еще увеличилась, потому что посредине набалдашника той и другой трости было совершенно одинаково вырезано окруженное сиянием всевидящее око; а вокруг ока краткая, в виде узорчатой каймы, вязная надпись.
Ахилла-дьякон быстро глянул на набалдашник и прочел около всевидящего ока: «Жезл Ааронов расцвел».
Из одной этой угрозы читатели могут видеть, что некоему упоминаемому здесь учителю Варнаве Препотенскому со стороны Ахиллы-дьякона угрожала какая-то самая решительная опасность, и опасность эта становилась тем грознее и ближе, чем чаще и тягостнее Ахилла начинал чувствовать томление по своем потерянном рае, по утраченном благорасположении отца Савелия.
Цитаты из русской классики со словом «дьякон»
Между тем церковнослужители облачились, и священник с
дьяконом вышли к аналою, стоявшему в притворе церкви. Священник обратился к Левину, что-то сказав. Левин не расслушал того, что сказал священник.
На колокольне, завидев их экипаж, начали благовест. Священник и
дьякон служили в самых лучших ризах, положенных еще покровом на покойную княгиню, мать князя. Дьячок и пономарь, с распущенными косами и в стихарях, составили нечто вроде хора с двумя отпускными семинаристами: философом-басом и грамматиком-дискантом. При окончании литургии имениннику вынесена была целая просфора, а Калиновичу половина.
И сразу — копошение серебра в ладони, переливание серебра из руки в руку, из руки в бумажку: столько-то батюшке, столько-то
дьякону, столько-то дьячку, столько-то просвирне…
— Ив церкви, — говорил он, — высшие власти три: митрополит, архиерей и архимандрит; ниже опять три: поп,
дьякон и причетник, всё три! Оттого, если все три совершают дело в строении, и нисходит благодать.
Старичок
дьякон, откашлявшись, провозгласил эктению, а ему ответил целый хор с дьячком Евгеньичем во главе.
Ассоциации к слову «дьякон»
Синонимы к слову «дьякон»
Предложения со словом «дьякон»
- Я знаю одного отца дьякона, который живёт с женой и пятью детьми в однокомнатной квартире.
- Вряд ли он начал изучать национальную историю до 563 года, когда в двадцать пять лет стал дьяконом.
- Он служил дьяконом и был на восемь лет старше первокурсницы.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «дьякон»
Значение слова «дьякон»
ДЬЯ́КОН и ДИА́КОН, -а, м. Священнослужитель, имеющий первую степень священства (низшую, чем священник), помощник священника при совершении церковной службы. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДЬЯКОН
Дополнительно