Цитаты со словом «править»
Ни уса, ни бороды, а нос уже багровый, бровями моргает, в кружок острижен, кланяется гусем, отряхая голову и
поправляя волосы.
Ибо сделали они себе
правилом, чтобы ни для какой нужды крестьян от работы не отвлекать.
Мздоимство мое основали они на том, что асессорша за мужнину смерть мстить не желала, а, сопровождаемая своею корыстию и следуя
правилам своего мужа, желала крестьян избавить от наказания, дабы не лишиться своего имения, как то она говорила.
Будучи сам воспитан в
правилах неоспоримой над крестьянами власти, с моими рассуждениями он не мог быть согласен и вознегодовал, усмотрев, что они начинали в суждении сего дела преимуществовать, хотя ради различных причин.
Посылает он за моими сочленами, увещевает их, представляет гнусность таких мнений, что они оскорбительны для дворянского общества, что оскорбительны для верховной власти, нарушая ее законоположения; обещает награждение исполняющим закон, претя мщением не повинующимся оному; и скоро сих слабых судей, не имеющих ни
правил в размышлениях, ни крепости духа, преклоняет на прежние их мнения.
Понятия о вещах были в них равные,
правила жизни знали они равно, но остроту разума и движения сердца природа в них насадила различно.
Следуя сему
правилу, доколе силы разума не были в вас действующи, не предлагал я вам понятия о всевышнем существе и еще менее об откровении.
И для того преподам вам
правила единожития и общежития, дабы по усмирении страстей не возгнушалися деяний, во оных свершенных, и не познали, что есть раскаяние.
Правила единожития, елико то касаться может до вас самих, должны относиться к телесности вашей и нравственности.
Говоря о любви, естественно бы было говорить и о супружестве, о сем священном союзе общества, коего
правила не природа в сердце начертала, но святость коего из начального обществ положения проистекает.
Приступим ныне вкратце к
правилам общежития. Предписать их не можно с точностию, ибо располагаются они часто по обстоятельствам мгновения. Но, дабы колико возможно менее ошибаться, при всяком начинании вопросите ваше сердце; оно есть благо и николи обмануть вас не может. Что вещает оно, то и творите. Следуя сердцу в юности, не ошибетеся, если сердце имеете благое. Но следовати возмнивый рассудку, не имея на браде власов, опытность возвещающих, есть безумец.
Правила общежития относятся ко исполнению обычаев и нравов народных, или ко исполнению закона, или ко исполнению добродетели.
Если в обществе нравы и обычаи не противны закону, если закон не полагает добродетели преткновений в ее шествии, то исполнение
правил общежития есть легко.
Еще преподам некоторые исполнительные
правила жизни. — Старайтеся паче всего во всех деяниях ваших заслужить собственное свое почтение, дабы, обращая во уединении взоры свои вовнутрь себя, не токмо не могли бы вы раскаяваться о сделанном, но взирали бы на себя со благоговением.
Следуя сему
правилу, удаляйтеся, елико то возможно, даже вида раболепствования.
Сие запрещают
правила естественности, яко вещь бесполезную для человека, сие запрещать долженствовал бы закон гражданский, яко вредное для общества.
— Се
правило предвечное, верное; буде счастливою в супругах симпатиею чувства их равномерно услаждаются, то союз брачный будет благополучен; малые домашние волнения скоро утихают при нашествии веселия.
— Видно, барин, — говорил он мне, улыбаясь и
поправляя шляпу, — что ты на Анютку нашу призарился.
Не токмо они не могли исполнити своих благих намерений, но ухищрением помянутого в государстве чиносостояния подвигнуты стали на противные рассудку их и сердцу
правила.
Но если все они положили свободе своей предел и
правило деяниям своим, то все равны от чрева матерня в природной свободе, равны должны быть и в ограничении оной.
Все сказанное нами вам есть обычно, и
правила таковые иссосали вы со млеком матерним.
Мы постараемся опровергнуть теперь сии зверские властителей
правила, яко же их опровергали некогда предшественники наши деяниями своими неуспешно.
Наитвердейшая душа во
правилах своих позыбнется, приклонит ухо ласкательному сладкопению, уснет.
Но где есть няньки, то следует, что есть ребята, ходят на помочах, от чего нередко бывают кривые ноги; где есть опекуны, следует, что есть малолетные, незрелые разумы, которые собою
править не могут.
Недоросль будет всегда Митрофанушка, без дядьки не ступит, без опекуна не может
править своим наследием.
Чем государство основательнее в своих
правилах, чем стройнее, светлее и тверже оно само в себе, тем менее может оно позыбнуться и стрястися от дуновения каждого мнения, от каждой насмешки разъяренного писателя; тем более благоволит оно в свободе мыслей и в свободе писаний, а от нее под конец прибыль, конечно, будет истине.
Явной муж, творяй правду и твердый в
правилах своих, допустит о себе глагол всякий.
Се
правила Наказа о новом уложении.
Обыкновенные
правила ценсуры суть: почеркивать, марать, не дозволять, драть, жечь все то, что противно естественной религии и откровению, все то, что противно правлению, всякая личность, противное благонравию, устройству и тишине общей.
Мы видели книги, до священных должностей и обрядов исповедания нашего касающиеся, переведенные с латинского на немецкий язык и неблагопристойно для святого закона в руках простого народа обращающиеся; что ж сказать наконец о предписаниях святых
правил и законоположений; хотя они людьми искусными в законоучении, людьми мудрейшими и красноречивейшими писаны разумно и тщательно, но наука сама по себе толико затруднительна, что красноречивейшего и ученейшего человека едва на оную достаточна целая жизнь.
Хотя оба сии стихотворцы преподавали
правила других стихосложений, а Сумароков и во всех родах оставил примеры, но они столь маловажны, что ни от кого подражания не заслужили.
Что такое ямб, хорей, дактиль или анапест, всяк знает, если немного кто разумеет
правила стихосложения.
Отрясая
правила схоластики или паче заблуждения, преподанные ему в монашеских училищах, он твердые и ясные полагал степени к восхождению во храм любомудрия.
Логика научила его рассуждать; математика — верные делать заключения и убеждаться единою очевидностию; метафизика преподала ему гадательные истины, ведущие часто к заблуждению; физика и химия, к коим, может быть, ради изящности силы воображения прилежал отлично, ввели его в жертвенник природы и открыли ему ее таинства; металлургия и минералогия, яко последственницы предыдущих, привлекли на себя его внимание; и деятельно хотел Ломоносов познать
правила, в оных науках руководствующие.
И так он вознамерился сделать опыт сочинения новообразными стихами, поставив сперва российскому стихотворению
правила, на благогласии нашего языка основанные.
Ломоносов, давая примеры благогласия, знал, что изящность слога основана на
правилах, языку свойственных.
Восхотел их извлечь из самого слова, не забывая, однако же, что обычай первой всегда подает в сочетании слов пример, и речения, из
правила исходящие, обычаем становятся правильными.
Но не довольствуяся преподавать
правила российского слова, он дает понятие о человеческом слове вообще яко благороднейшем по разуме даровании, данном человеку для сообщения своих мыслей.
Предпослав таковое философическое рассуждение о слове вообще, на самом естестве телесного нашего сложения основанном, Ломоносов преподает
правила российского слова.
Заслуги твои о российском слове суть многообразны; и ты почитаешися в малопритяжательном сем своем труде яко первым основателем истинных
правил языка нашего и яко разыскателем естественного расположения всяческого слова.
Поступая в преподавании
правил, Ломоносов вознамерился руководствовать согражданам своим в стезях тернистых Геликона, показав им путь к красноречию, начертавая правила риторики и поэзии.
Правила их речи почерпаемы в обстоятельствах, сладость изречения — в их чувствах, сила доводов — в их остроумии.
Удивляяся толико отменным в слове мужам и раздробляя их речи, хладнокровные критики думали, что можно начертать
правила остроумию и воображению, думали, что путь к прелестям проложить можно томными предписаниями.
И хотя он тщетный в сем предприял труд, но примеры, приводимые им для подкрепления и объяснения его
правил, могут несомненно руководствовать пускающемуся вслед славы, словесными науками стяжаемой.
Но если тщетной его был труд в преподавании
правил тому, что более чувствовать должно, нежели твердить, — Ломоносов надежнейшие любящим российское слово оставил примеры в своих творениях. В них сосавшие уста сладости Цицероновы и Демосфеновы растворяются на велеречие. В них на каждой строке, на каждом препинании, на каждом слоге, почто не могу сказать при каждой букве, слышен стройный и согласный звон столь редкого, столь мало подражаемого, столь свойственного ему благогласия речи.
И мы не почтем Ломоносова для того, что не разумел
правил позорищного стихотворения и томился в эпопее, что чужд был в стихах чувствительности, что не всегда проницателен в суждениях и что в самых одах своих вмещал иногда более слов, нежели мыслей.
Цитаты из русской классики со словом «править»
Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб
править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
— Надобно расширить круг внимания к жизни, — докторально посоветовал Клим Иванович. — Вы, жители многочисленных губерний, уездов, промысловых сел, вы — настоящая Русь… подлинные хозяева ее, вы — сила, вас миллионы. Не миллионеры, не чиновники, а именно вы должны бы
править страной, вы, демократия… Вы должны посылать в Думу не Ногайцевых, вам самим надобно идти в нее.
Сие да послужит нам всем уроком: кто семейными узами небрежет — всегда должен для себя такого конца ожидать. И неудачи в сей жизни, и напрасная смерть, и вечные мучения в жизни следующей — все из сего источника происходит. Ибо как бы мы ни были высокоумны и даже знатны, но ежели родителей не почитаем, то оные как раз и высокоумие, и знатность нашу в ничто обратят. Таковы
правила, кои всякий живущий в сем мире человек затвердить должен, а рабы, сверх того, обязаны почитать господ.
— Нет, нет, нет! Вы славянофил. Вы последователь Домостроя. [Домострой — памятник русской литературы XVI века, свод
правил семейно-бытового уклада; проповедует суровую власть главы семьи — мужа. Слово «домострой» в XIX веке являлось символом всего косного и деспотического в семье.] Вам бы плетку в руки!
— Кто это с тобой? Чьи лошади, кто
правит ими? — спрашивал тихо Райский у Веры.
Ассоциации к слову «править»
Синонимы к слову «править»
Предложения со словом «править»
- – Перед началом я был полон решимости продемонстрировать умение объединить и повести за собой либо оказаться демагогом, нарушив правила игры.
- Норма права – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественное отношение.
- Разве подобный человек нарушит правила поведения, оставив хозяев без увесистого подарка?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «править»
Значение слова «править»
ПРА́ВИТЬ1, -влю, -вишь; прич. наст. пра́вящий; несов. 1. кем-чем и без доп. Обладая властью, управлять, руководить.
ПРА́ВИТЬ2, -влю, -вишь; несов., перех. 1. (несов. выправить1). Вносить исправления (в рукопись, корректуру и т. п.). Править гранки. Править корректуру. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРАВИТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «править»
Дополнительно