Цитаты со словом «тема»
Положение мое, как русского фрондёра, имеет
ту выгоду, что оно оставляет мне много досужего времени.
Я не состою членом ни единого благотворительно-просветительного общества, ни одной издающей сто один
том трудов комиссии.
Я просто скромный обыватель, пользующийся своим свободным временем, чтобы посещать знакомых и беседовать с ними, и совершенно довольный
тем, что начальство не видит в этом занятии ничего предосудительного.
Не забудьте, что я ничего не ищу, кроме «благих начинаний», а так как едва ли сыщется в мире человек, в котором не притаилась бы хотя маленькая соринка этого добра,
то понятно, какой перепутанный калейдоскоп должен представлять круг людей, в котором я обращаюсь.
Она держит человека между двух стульев и отнимает у него всякую возможность действовать в каком бы
то ни было смысле.
Когда кусочков наберется много,
то из них образуется не картина и даже не собрание полезных материалов, а простая куча хламу, в которой едва ли можно разобрать, что куда принадлежит.
Рыться в этой куче, вытаскивать наудачу
то один, то другой осколок — работа унизительная и совершенно бесплодная.
Я знаю все это, но и за всем
тем — не только остаюсь при этой дурной привычке, но и виновным в преднамеренном бездельничестве признать себя не могу.
Агитировать — запрещено; революции затевать —
тем паче.
Напротив
того, я чувствую, что субъект, произносящий эти предостережения, сам ходит на цыпочках, словно боится кого разбудить; что он серьезно чего-то ждет, и в ожидании, пока придет это «нечто», боится не только за будущее ожидаемого, но и за меня, фрондёра, за меня, который непрошеным участием может скомпрометировать и «дело обновления», и самого себя.
Очевидно, что прежде всего я должен ощутить
ту же благоговейную оторопь, которую ощущает и предостерегающий меня субъект.
«А что, в самом деле, — говорю я себе, — ежели потравы могут быть устранены без агитации,
то зачем же агитировать?
Ежели нужно только „подождать“,
то отчего же не „подождать“?» Все это до того резонно, что так и кажется, будто кто-то стоит и подталкивает сзади: подожди да подожди!
И вот я начинаю ждать, не зная, чего собственно я жду и когда должно произойти
то, что я жду.
А так как, в ожидании, надобно же мне как-нибудь провести время,
то я располагаюсь у себя в кабинете и выслушиваю, как один приятель говорит: надо обуздать мужика, а другой: надо обуздать науку.
Во-вторых, как это ни парадоксально на первый взгляд, но я могу сказать утвердительно, что все эти люди, в кругу которых я обращаюсь и которые взаимно видят друг в друге «политических врагов», — в сущности, совсем не враги, а просто бестолковые люди, которые не могут или не хотят понять, что они болтают совершенно одно и
то же.
Как ни стараются они провести между собою разграничительную черту, как ни уверяют друг друга, что такие-то мнения может иметь лишь несомненный жулик, а такие-то — бесспорнейший идиот, мне все-таки сдается, что мотив у них один и
тот же, что вся разница в том, что один делает руладу вверх, другой же обращает ее вниз, и что нет даже повода задумываться над тем, кого целесообразнее обуздать: мужика или науку.
Все это одинаково целесообразно в
том смысле, что про всю эту «целесообразность» одинаково целесообразно можно сказать: «наплевать»…
Следовательно, если я и могу быть в чем-нибудь обвинен,
то единственно только в том, что вступаю в сношение с людьми, разговаривающими об обуздании вообще, и выслушиваю их.
Все относящееся до обуздания вошло, так сказать, в интимную обстановку моей жизни, примелькалось, как плоский русский пейзаж, прислушалось, как сказка старой няньки, и этого, мне кажется, совершенно достаточно, чтоб объяснить
то равнодушие, с которым я отношусь к обуздывательной среде и к вопросам, ее волнующим.
Я до такой степени привыкк ним, что, право, не приходит даже на мысль вдумываться, в чем собственно заключаются
те тонкости, которыми один обуздательный проект отличается от другого такового ж. Спросите меня, что либеральнее: обуздывать ли человечество при помощи земских управ или при помощи особых о земских провинностях присутствий, — клянусь, я не найдусь даже ответить на этот вопрос.
Ведь и
те и другие одинаково говорят мне об «обуздании» — зачем же я буду целоваться с одним и отворачиваться от другого из-за того только, что первый дает мне на копейку менее обуздания, нежели второй?
Очень возможно, что я ошибаюсь, но мне кажется, что все эти частные попытки, направленные или к
тому, чтобы на вершок укоротить принцип обуздания, или к тому, чтобы на вершок удлинить его, не имеют никакого существенного значения.
Невольно приходит на мысль: если так много спорят об укорачиваниях и удлинениях принципа,
то почему же не перенести спор прямо на самый принцип?
Вдумайтесь в смысл этого выражения, и вы увидите, что «обуздание» совсем не равносильно
тому, что на местном жаргоне известно под именем «подтягивания», и что действительное значение этого выражения гораздо обширнее и универсальнее.
Стоит только припомнить сказки о «почве» со всею свитою условных форм общежития, союзов и проч., чтобы понять, что вся наша бедная жизнь замкнута тут, в бесчисленных и перепутанных разветвлениях принципа обуздания, из которых мы тщетно усиливаемся выбраться
то с помощью устного и гласного судопроизводства, то с помощью переложения земских повинностей из натуральных в денежные…
Ясно, что тут скрывается крупное недоразумение, довольно близкое ко лжи, разрешение которого совершенно не зависит от
того, чью руку, помещичью или крестьянскую, держат мировые посредники.
Уж не начать ли с
того, на что большинство современных «дельцов» смотрят именно как на ненужное и непрактичное?
Не начать ли с ревизии самого принципа обуздания, с разоблачения
той массы лганья, которая непроницаемым облаком окружает этот принцип и мешает как следует рассмотреть его?
Я не отвергаю
той пользы, которая может произойти для человечества от улучшения быта становых приставов или от того, что все земские управы будут относиться к своему делу с рачительностью.
Я думаю даже, что ежели в обществе существует вкус к общим вопросам,
то это не только не вредит частностям, но даже помогает им.
Сообразите только, возможное ли это дело! чтобы вопрос глубоко человеческий, вопрос, затрогивающий основные отношения человека к жизни и ее явлениям, мог хотя на одну минуту оставаться для человека безынтересным, а
тем более мог бы помешать ему устроиваться на практике возможно выгодным для себя образом, — и вы сами, наверное, скажете, что это вздор!
Это до такой степени вздор, что даже мы, современные практики и дельцы, отмаливающиеся от общих вопросов, как от проказы, — даже мы, сами
того не понимая, действуем не иначе, как во имя тех общечеловеческих определений, которые продолжают теплиться в нас, несмотря на компактный слой наносного практического хлама, стремящегося заглушить их!
Как бы
то ни было, но принцип обуздания продолжает стоять незыблемый, неисследованный. Он написан во всех азбуках, на всех фронтисписах, на всех лбах. Он до того незыблем, что даже говорить о нем не всегда удобно. Не потому ли, спрашивается, он так живуч, не потому ли о нем неудобно говорить, что около него ютятся и кормятся целые армии лгунов?
Лгуны искренние суть
те утописты «обуздания», перед которыми содрогается даже современная, освоившаяся с лганием действительность.
Это чудища, которые лгут не потому, чтобы имели умысел вводить в заблуждение, а потому, что не хотят знать ни свидетельства истории, ни свидетельства современности, которые ежели и видят факт,
то признают в нем не факт, а каприз человеческого своеволия.
Они бросают в вас краеугольными камнями вполне добросовестно, нимало не помышляя о
том, что камень может убить.
«Если в результате наших усилий оказывается только пустота, — говорят они, —
то, следовательно, оно не может иначе быть».
Лично каждый из этих господ может вызвать лишь изумление перед безграничностью человеческого тупоумия, изумление, впрочем, значительно умеряемое опасением: вот-вот сейчас налетит! вот сейчас убьет, сотрет с лица земли этот ураган бессознательного и тупоумного лгания, отстаивающий свое право убивать во имя какой-то личной «искренности», до которой никому нет дела и перед которой,
тем не менее, сотни глупцов останавливаются с разинутыми ртами: это, дескать, «искренность»! — а искренность надобно уважать!
Вот теоретики «обуздания», вот
те, которые с неслыханною наглостью держат в осаде человеческое общество.
Я предпочитаю лгуна-лицемера уже по
тому одному, что он никогда не лжет до конца, но лжет и оглядывается.
Хотя он тоже не прочь от пытки, но у него нет
того устоя, который окружает пытку ореолом величия.
Большинство из них (лгуны-лицемеры) не только не страдает от
того, что общество изнемогает под игом насильно навязанных ему и не имеющих ни малейшего отношения к жизни принципов, но даже извлекает из общественной забитости известные личные удобства.
На деле героем обуздания оказывается совсем не теоретик, а
тот бедный простец, который несет на своих плечах все практические применения этого принципа.
Вот для него-то именно и необходимы
те разъяснения, о которых идет речь.
Нельзя себе представить положения более запутанного, как положение добродушного простеца, который изо всех сил сгибает себя под игом обуздания и в
то же время чувствует, что жизнь на каждом шагу так и подмывает его выскользнуть из-под этого ига.
С другой стороны, он никогда не рассуждал и о
том, почему жизнь так настойчиво подстрекает его на бунт против обуздания; ему сказали, что это происходит оттого, что «плоть немощна» и что «враг силен», — и он на слово поверил этому объяснению.
Ни в
том, ни в другом случае опереться ему все-таки не на что.
Ясно, что при такой обстановке совсем невозможно было бы существовать, если б не имелось в виду облегчительного элемента, позволяющего взглянуть на все эти ужасы глазами пьяного человека, который готов и море переплыть, и с колокольни соскочить без всякой мысли о
том, что из этого может произойти.
Если человек беззащитен, если у него нет средств бороться ни за, ни против немощной плоти,
то ему остается только безусловно отдаться на волю гнетущей необходимости, в какой бы форме она ни представлялась.
Неточные совпадения
Знакомых у меня тьма-тьмущая, и притом самых разношерстных.
Цитаты из русской классики со словом «тема»
Маритен — мистик, и разговор с ним на духовные
темы очень интересен.
— Нам француз на эту
тему к послезавтраму сочинение задал, — объяснила Верочка.
— Анекдот есть и именно на нашу
тему, то есть это не анекдот, а так, легенда.
Марья Павловна отвлеклась от вопроса, разговорившись на свою любимую
тему.
«Возможен скандал», — сообразил Самгин и тоже ушел, вдруг почувствовав раздражение против лектора, находя, что его фразы пошловаты и компрометируют очень серьезные, очень веские мысли. Он, Самгин, мог бы сказать на
темы, затронутые доцентом Пыльниковым, нечто более острое и значительное. Особенно раздражали: выпад против критицизма и неуместная, глуповатая цитата из зеленой книжки.
Ассоциации к слову «тема»
Предложения со словом «тема»
- В то же время следует понимать, что семьдесят лет – срок мгновенный даже по историческому времени, а по биологическому времени тем более.
- Классу грозила по тем временам большая неприятность, вплоть до вызова родителей.
- Однако будьте готовы к тому, что уважение, вам оказываемое, станет тем больше, чем богаче будет выглядеть ваш костюм, чем солиднее будет казаться ваша фирма, чем серьёзнее будет ваша репутация в деловых кругах.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «тема»
Значение слова «тема»
ТЕ́МА, -ы, ж. 1. Предмет повествования, изображения, исследования. Сочинение на заданную тему. Тема доклада. Опера на современную тему. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТЕМА
Афоризмы русских писателей со словом «тема»
- Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают иногда где-то за поворотом… Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны оставаться и чувства.
- И на что мне прошлое теперь?
Что там? — окровавленные плиты
Или замурованная дверь,
Или эхо, что еще не может
Замолчать, хотя я так прошу…
С этим эхом приключилось то же,
Что и с тем, что в сердце я ношу.
- Кто чего боится,
То с тем и случится…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно