Неточные совпадения
А именно: в
день битвы, когда обе стороны встали друг против друга стеной, головотяпы, неуверенные в успешном исходе своего
дела, прибегли к колдовству: пустили на кособрюхих солнышко.
Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели; кошели, в которых кашу варили, сгорели вместе с кашею.
А рознь да галденье пошли пуще прежнего: опять стали взаимно друг у друга земли разорять, жен в плен уводить, над
девами ругаться. Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тяпаться, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя.
— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам по
делам вашим называться,
а глуповцами! Не хочу я володеть глупыми!
а ищите такого князя, какого нет в свете глупее, — и тот будет володеть вами.
Шли они по ровному месту три года и три
дня, и всё никуда прийти не могли. Наконец, однако, дошли до болота. Видят, стоит на краю болота чухломец-рукосуй, рукавицы торчат за поясом,
а он других ищет.
Как взглянули головотяпы на князя, так и обмерли. Сидит, это, перед ними князь да умной-преумной; в ружьецо попаливает да сабелькой помахивает. Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч долой.
А вор-новотор, сделавши такое пакостное
дело, стоит брюхо поглаживает да в бороду усмехается.
— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал князь, — у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши,
а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне,
а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите!
А до прочего вам ни до чего
дела нет!
Тогда он Старицу сжег,
а жен и
дев старицких отдал самому себе на поругание.
Напротив того, бывали другие, хотя и не то чтобы очень глупые — таких не бывало, —
а такие, которые делали
дела средние, то есть секли и взыскивали недоимки, но так как они при этом всегда приговаривали что-нибудь любезное, то имена их не только были занесены на скрижали, [Скрижа́ли (церковно-славянск.) — каменные доски, на которых, по библейскому преданию, были написаны заповеди Моисея.] но даже послужили предметом самых разнообразных устных легенд.
— И хоть бы он
делом сказывал, по скольку с души ему надобно! — беседовали между собой смущенные обыватели, —
а то цыркает, да и на́-поди!
Проходит и еще один
день,
а градоначальниково тело все сидит в кабинете и даже начинает портиться.
Вместо того чтоб держать посылку бережно на весу, неопытный посланец кинул ее на
дно телеги,
а сам задремал.
В этот
день весь Глупов был пьян,
а больше всех пятый Ивашко. Беспутную оную Клемантинку посадили в клетку и вывезли на площадь; атаманы-молодцы подходили и дразнили ее. Некоторые, более добродушные, потчевали водкой, но требовали, чтобы она за это откинула какое-нибудь коленце.
— Нам, брат, этой бумаги целые вороха показывали — да пустое
дело вышло!
а с тобой нам ссылаться не пригоже, потому ты, и по обличью видно, беспутной оной Клемантинки лазутчик! — кричали одни.
Среди этой общей тревоги об шельме Анельке совсем позабыли. Видя, что
дело ее не выгорело, она под шумок снова переехала в свой заезжий дом, как будто за ней никаких пакостей и не водилось,
а паны Кшепшицюльский и Пшекшицюльский завели кондитерскую и стали торговать в ней печатными пряниками. Оставалась одна Толстопятая Дунька, но с нею совладать было решительно невозможно.
А со съезжим домом —
дело верное: и выстроен он прочно, и из колеи «рассмотрения» не выбьется никуда.
—
А ведь корову-то, братик-сударик, у тебя продать надо! потому, братик-сударик, что недоимка — это святое
дело!
А глуповцы с каждым
днем становились назойливее и назойливее.
И действительно, в городе вновь сделалось тихо; глуповцы никаких новых бунтов не предпринимали,
а сидели на завалинках и ждали. Когда же проезжие спрашивали: как
дела? — то отвечали...
Словом сказать, в полчаса, да и то без нужды, весь осмотр кончился. Видит бригадир, что времени остается много (отбытие с этого пункта было назначено только на другой
день), и зачал тужить и корить глуповцев, что нет у них ни мореходства, ни судоходства, ни горного и монетного промыслов, ни путей сообщения, ни даже статистики — ничего, чем бы начальниково сердце возвеселить.
А главное, нет предприимчивости.
Выступил тут вперед один из граждан и, желая подслужиться, сказал, что припасена у него за пазухой деревянного
дела пушечка малая на колесцах и гороху сушеного запасец небольшой. Обрадовался бригадир этой забаве несказанно, сел на лужок и начал из пушечки стрелять. Стреляли долго, даже умучились,
а до обеда все еще много времени остается.
— Пустое ты
дело затеял! — сразу оборвал он бригадира, — кабы не я, твой приставник, — слова бы тебе, гунявому, не пикнуть,
а не то чтоб за экое орудие взяться!
Слава о его путешествиях росла не по
дням,
а по часам, и так как
день был праздничный, то глуповцы решились ознаменовать его чем-нибудь особенным.
Но, увы!
дни проходили за
днями, мечты Бородавкина росли,
а клича все не было.
Начались справки, какие меры были употреблены Двоекуровым, чтобы достигнуть успеха в затеянном
деле, но так как архивные
дела, по обыкновению, оказались сгоревшими (
а быть может, и умышленно уничтоженными), то пришлось удовольствоваться изустными преданиями и рассказами.
В речи, сказанной по этому поводу, он довольно подробно развил перед обывателями вопрос о подспорьях вообще и о горчице, как о подспорье, в особенности; но оттого ли, что в словах его было более личной веры в правоту защищаемого
дела, нежели действительной убедительности, или оттого, что он, по обычаю своему, не говорил,
а кричал, — как бы то ни было, результат его убеждений был таков, что глуповцы испугались и опять всем обществом пали на колени.
На другой
день, проснувшись рано, стали отыскивать"языка". Делали все это серьезно, не моргнув. Привели какого-то еврея и хотели сначала повесить его, но потом вспомнили, что он совсем не для того требовался, и простили. Еврей, положив руку под стегно, [Стегно́ — бедро.] свидетельствовал, что надо идти сначала на слободу Навозную,
а потом кружить по полю до тех пор, пока не явится урочище, называемое Дунькиным вра́гом. Оттуда же, миновав три повёртки, идти куда глаза глядят.
Плутали таким образом среди белого
дня довольно продолжительное время, и сделалось с людьми словно затмение, потому что Навозная слобода стояла въяве у всех на глазах,
а никто ее не видал.
Положили: убиенных похоронив, заложить на месте битвы монумент,
а самый
день, в который она происходила, почтить наименованием «слепорода» и в воспоминание об нем учредить ежегодное празднество с свистопляскою.
На третий
день сделали привал в слободе Навозной; но тут, наученные опытом, уже потребовали заложников. Затем, переловив обывательских кур, устроили поминки по убиенным. Странно показалось слобожанам это последнее обстоятельство, что вот человек игру играет,
а в то же время и кур ловит; но так как Бородавкин секрета своего не разглашал, то подумали, что так следует"по игре", и успокоились.
На седьмой
день выступили чуть свет, но так как ночью дорогу размыло, то люди шли с трудом,
а орудия вязли в расступившемся черноземе.
Закон был, видимо, написан второпях,
а потому отличался необыкновенною краткостью. На другой
день, идя на базар, глуповцы подняли с полу бумажки и прочитали следующее...
— Знаю я, — говорил он по этому случаю купчихе Распоповой, — что истинной конституции документ сей в себе еще не заключает, но прошу вас, моя почтеннейшая, принять в соображение, что никакое здание, хотя бы даже то был куриный хлев, разом не завершается! По времени выполним и остальное достолюбезное нам
дело,
а теперь утешимся тем, что возложим упование наше на бога!
Но Прыщ был совершенно искренен в своих заявлениях и твердо решился следовать по избранному пути. Прекратив все
дела, он ходил по гостям, принимал обеды и балы и даже завел стаю борзых и гончих собак, с которыми травил на городском выгоне зайцев, лисиц,
а однажды заполевал [Заполева́ть — добыть на охоте.] очень хорошенькую мещаночку. Не без иронии отзывался он о своем предместнике, томившемся в то время в заточении.
А так как на их языке неведомая сила носила название чертовщины, то и стали думать, что тут не совсем чисто и что, следовательно, участие черта в этом
деле не может подлежать сомнению.
Все это обнаруживало нечто таинственное, и хотя никто не спросил себя, какое кому
дело до того, что градоначальник спит на леднике,
а не в обыкновенной спальной, но всякий тревожился.
Развращение нравов развивалось не по
дням,
а по часам.
Толпе этот ответ не понравился, да и вообще она ожидала не того. Ей казалось, что Грустилов, как только приведут к нему Линкина, разорвет его пополам — и
дело с концом.
А он вместо того разговаривает! Поэтому, едва градоначальник разинул рот, чтоб предложить второй вопросный пункт, как толпа загудела...
Но происшествие это было важно в том отношении, что если прежде у Грустилова еще были кое-какие сомнения насчет предстоящего ему образа действия, то с этой минуты они совершенно исчезли. Вечером того же
дня он назначил Парамошу инспектором глуповских училищ,
а другому юродивому, Яшеньке, предоставил кафедру философии, которую нарочно для него создал в уездном училище. Сам же усердно принялся за сочинение трактата:"О восхищениях благочестивой души".
Несмотря на то что он не присутствовал на собраниях лично, он зорко следил за всем, что там происходило. Скакание, кружение, чтение статей Страхова — ничто не укрылось от его проницательности. Но он ни словом, ни
делом не выразил ни порицания, ни одобрения всем этим действиям,
а хладнокровно выжидал, покуда нарыв созреет. И вот эта вожделенная минута наконец наступила: ему попался в руки экземпляр сочиненной Грустиловым книги:"О восхищениях благочестивой души"…
Ему нет
дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем (он слишком окаменел, чтобы на нем могло что-нибудь отражаться),
а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой органической связи.
— Все вы так на досуге говорите, — настаивал на своем начальник, —
а дойди до
дела, так никто и пальцем для меня не пожертвует.
Все дома окрашены светло-серою краской, и хотя в натуре одна сторона улицы всегда обращена на север или восток,
а другая на юг или запад, но даже и это упущено было из вида,
а предполагалось, что и солнце и луна все стороны освещают одинаково и в одно и то же время
дня и ночи.
Никакими текущими
делами он не занимался,
а в правление даже не заглядывал.
В Петров
день все причастились,
а многие даже соборовались накануне.
Как ни были забиты обыватели, но и они восчувствовали. До сих пор разрушались только
дела рук человеческих, теперь же очередь доходила до
дела извечного, нерукотворного. Многие разинули рты, чтоб возроптать, но он даже не заметил этого колебания,
а только как бы удивился, зачем люди мешкают.
Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но, приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению,
а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в-точь как за
день тому назад.
Больной, озлобленный, всеми забытый, доживал Козырь свой век и на закате
дней вдруг почувствовал прилив"дурных страстей"и"неблагонадежных элементов". Стал проповедовать, что собственность есть мечтание, что только нищие да постники взойдут в царство небесное,
а богатые да бражники будут лизать раскаленные сковороды и кипеть в смоле. Причем, обращаясь к Фердыщенке (тогда было на этот счет просто: грабили, но правду выслушивали благодушно), прибавлял...
Разговор этот происходил утром в праздничный
день,
а в полдень вывели Ионку на базар и, дабы сделать вид его более омерзительным, надели на него сарафан (так как в числе последователей Козырева учения было много женщин),
а на груди привесили дощечку с надписью: бабник и прелюбодей. В довершение всего квартальные приглашали торговых людей плевать на преступника, что и исполнялось. К вечеру Ионки не стало.
Другой пример случился при Микаладзе, который хотя был сам либерал, но, по страстности своей натуры,
а также по новости
дела, не всегда мог воздерживаться от заушений.
Убеждение, что это не злодей,
а простой идиот, который шагает все прямо и ничего не видит, что делается по сторонам, с каждым
днем приобретало все больший и больший авторитет.