Но и такие определения Божества, как сверхсущностъ, сверхмудростъ, разные словосочетания с υπέρ, излюбленные столь ими злоупотребляющим Ареопагитом, очевидно, суть тоже лишь замаскированные отрицания, «по звуку это утверждения, а по смыслу они имеют
отрицательное значение». Например, «если кто говорит, что нечто выше сущности, разумеет не то, что оно есть, но что не есть» [De div. nat., lib. I, cap. 14, col. 462.].
Она имеет положительное значение, когда вечными началами признается свобода, справедливость, братство людей, высшая ценность человеческой личности, которую нельзя превращать в средство, и имеет
отрицательное значение, когда такими началами признаются относительные исторические, социальные и политические формы, когда эти относительные формы абсолютизируются, когда исторические тела, представляющиеся «органическими», получают санкцию священных, например монархия или известная форма собственности.
Ради нее он до сих пор не прогонял Кукушкина и мирился с его официально признанной глупостью и совершенно
отрицательным значением в капитанском хозяйстве: чего Кукушкин не мог разбить, то он портил другим, более или менее остроумным способом.
Неточные совпадения
Поэтому понятно, что основоположный трактат по
отрицательному богословию, творение Ареопагита, не только носит выразительное над-писание: «О божественных именах», но и в действительности посвящен изъяснению
значения божественных имен, под которыми премирный Бог открывается миру.
Переведенное на религиозный язык, т. е. на язык
отрицательного богословия, кантовское учение о вещи в себе, установляющее права веры («практического разума») и открывающее двери мистике, получает совершенно особенное
значение.
Евномий не согласился, однако, с толкованием
отрицательных имен Божиих у св. Василия В. и, не без некоторого основания, возражал: «Я не знаю, как чрез отрицание того, что не свойственно Богу, Он будет превосходить творения!.. Всякому разумному существу должно быть ясно, что одно существо не может превосходить другое тем, чего оно не имеет» [Несмелов, 135.]. Вопрос о
значении отрицательного богословия в его отношении к положительному так и остался у св. Василия мало разъясненным.
Идеи
отрицательного богословия входят в состав каббалистического учения об абсолютном Ничто (en-soph) [Другое (и более точное)
значение Эн-Соф — бесконечное.
И это имеет двойное
значение, положительное и
отрицательное.