Цитаты со словом «общество»
«Однажды один председатель, слывший в
обществе остроумцем (я в то время служил уже симбирским помпадуром), сказал в одном публичном месте: „Ежели бы я был помпадуром, то всегда ходил бы в колпаке!“ Узнав о сем через преданных людей и улучив удобную минуту, я, в свою очередь, при многолюдном собрании, сказал неосторожному остроумцу (весьма, впрочем, заботившемуся о соблюдении казенного интереса): „Ежели бы я был колпаком, то, наверное, вмещал бы в себе голову председателя!“ Он тотчас же понял, в кого направлена стрела, и закусил язык.
Легко может быть даже, что, в виду этих мероприятий, наш незабвенный решился, не предупредив никого, сделать последний шаг, чтобы окончательно укрепить и наставить того, который в нашем интимном
обществе продолжал еще слыть под именем «безрассудного молодого человека».
С своей стороны, и Надежда Петровна, за все время своего помпадурствования, вела себя до такой степени умно и осторожно, что не только не повредила себе во мнении
общества, но даже значительно выиграла.
Целый город понял великость понесенной ею потери, и когда некоторый остроумец, увидев на другой день Надежду Петровну, одетую с ног до головы в черное, стоящею в церкви на коленах и сдержанно, но пламенно молящеюся, вздумал было сделать рукою какой-то вольный жест, то все
общество протестовало против этого поступка тем, что тотчас же после обедни отправилось к ней с визитом.
Надежда Петровна томилась и изнывала. Она видела, что
общество благосклонно к ней по-прежнему, что и полиция нимало не утратила своей предупредительности, но это ее не радовало и даже как будто огорчало. Всякий новый зов на обед или вечер напоминал ей о прошедшем, о том недавнем прошедшем, когда приглашения приходили естественно, а не из сожаления или какой-то искусственно вызванной благосклонности. Правда, у нее был друг — Ольга Семеновна Проходимцева…
— Голубчик! не от себя, а от имени целого
общества… — умолял злосчастный Бламанже, ползая на полу.
— Я постоянно ей это твержу! — оправдывался Бламанже, — и не я один — все
общество!
— Однако мне очень обидно, — гудел помпадур, — скажу больше… мне даже больно, что вы… как будто из-за меня… лишаете
общество, так сказать, лучшего его украшения! Конечно, я… мои достоинства… Я не могу похвалиться опытностью…
—
Общество слишком ко мне снисходительно! Конечно, все, что от меня зависит… я готов жертвовать жизнью… но, во всяком случае, милая Надежда Петровна, вы мне позвольте уйти с приятною мыслью… или, лучше сказать, с надеждою… что вы не захотите меня огорчить, лишая общество, так сказать, его лучшего украшения!
— Извините, я больше не смею утруждать вас своим присутствием, но позволяю себе думать, что уношу с собою приятную надежду, что отныне все недоразумения между нами кончены, и вы… вы не лишите
общество его… так сказать, лучшего украшения! — сказал он наконец, поднимаясь с дивана и вновь целуя ручку хозяйки.
— В наше время, молодой человек, — сказал он, — когда назначали на такие посты, то назначаемые преимущественно старались о соединении
общества и потом уж вникали в дела…
— Об Шишкине, полковник, не заботьтесь. Я ручаюсь вам, что сделаю из него полезного члена
общества! А еще я полагаю посмотреть здешний гостиный двор и установить равновесие между спросом и предложением!
Митенька очень хорошо запомнил совет Оболдуй-Тараканова, заповедавшего ему прежде всего обратить внимание на соединение
общества.
«Что такое
общество?» — задал он себе вопрос и тотчас без запинки отвечал, что общество составляют les dames et les messieurs.
«Что нужно, чтобы
общество жило в единении?» — нужно удалить от него такие мысли, которые могут служить поводом для раздоров и пререканий.
Вот Мерзопупиос и Штановский засели там в своей мурье и грызутся, разбирая по косточкам вопрос о подсудности, — это понятно, потому что они именно ничего, кроме этой мурьи, и не видят; но
общество должно жить не так, оно должно иметь идеи легкие. Les messieurs et les dames обязаны забывать обо всем, кроме взаимных друг к другу отношений.
Эта идея до того ему понравилась, что он решился провести ее во что бы то ни стало и для достижения цели действовать преимущественно на дам. Для начала, обед у губернского предводителя представлял прекраснейший случай. Там можно было побеседовать и о spectacles de société, [Любительских спектаклях (фр.).] и о лотерее-аллегри, этих двух неизменных и неотразимых административных средствах сближения
общества.
Митенька сконфузился; он, конечно, был в состоянии очень хорошо объяснить, почему он так думает, но такое объяснение могло бы обидеть прочих дам, из которых каждая, без сомнения, мнила себя царицей
общества. Поэтому он только мял в ответ губами. К счастию, на этой скользкой стезе он был выручен вошедшим официантом, который провозгласил, что подано кушать. Татьяна Михайловна подала Митеньке руку. Процессия двинулась.
— О, мы нападем на него всем
обществом! Но вы представьте себе, как это будет приятно! Можно будет видеться… говорить!
Митенька должен был покориться печальной необходимости; но он утешался дорогой, что первый толчок соединению
общества уже дан и что, кажется, дело это, с Божьею помощью, должно пойти на лад.
Тем не менее, несмотря на все усилия предводителя достигнуть единодушия,
общество видимо разделилось на партии.
Таковы были эти «великие партии», лицом к лицу с которыми очутился Дмитрий Павлыч Козелков. Мудрено ли, что, с непривычки, он почувствовал себя в этом
обществе и маленьким, и слабеньким.
— А оттого-с, что есть вещи, об которых в
обществе благовоспитанных людей говорить нельзя-с, — продолжал граф, и потом, к великому изумлению Козелкова, прибавил: — Я, вашество, маркиза в «Le jeu du hasard et de l’amour» [«Игра случая и любви» (фр.).] играл!
Милостивые государи! нет сомнения, что труд есть то оживляющее начало, которое в каждом благоустроенном
обществе представляет собой главный государственный нерв.
Но я решительно отказываюсь понять, почему столь обыкновенное в нашем
обществе явление может тревожить моих сопомпадуров!
Само собою разумеется, что неделя, предшествовавшая отъезду старого помпадура, была рядом целодневных празднеств, которыми наше
общество считало долгом выразить свою признательность и сочувствие отъезжающему.
Такое благодушное настроение помпадура сообщало нашему
обществу, или, по крайней мере, просвещенному его меньшинству, совершенно особенный, так сказать, скромно-либеральный характер.
Так понимало «взятку» тогдашнее
общество, так объясняли это слово и составители толковых словарей.
Так бывает всегда, когда общественное развитие идет слишком быстро и когда
общество, в своем нетерпении, от копеечной взятки прямо переходит к тысячной, десятитысячной и т. д.
Шалопаи проникли всюду, появились на всех ступенях
общества и постепенно образовали такое компактное ядро, что, за неимением другого, более доброкачественного, многие усомнились, не тут ли именно и находится та несокрушимая крепость, из которой новые веяния времени могут производить смелейшие набеги свои?
Чувствуя себя на каждом шагу под угрозой мероприятий, большею частию направленных противу невиннейших поползновений человеческого естества,
общество утратило веру в свои творческие силы и поникло под игом постыдного равнодушия к собственным интересам.
Ко всем прочим его запросам
общество отнеслось тупо, почти безучастно.
«Неоднократно замечено было мною, — писал он в этом циркуляре, — что в нашем
обществе совершенно отсутствует тот дух инициативы, с помощью которого великие народы совершают великие дела.
Но, к великому и душевному моему огорчению, я усматриваю, что наше
общество продолжает коснеть все в том же бездействии, в каком я застал его и в первое время по приезде моем в Навозный край.
Но как ни была она малоопытна, однако ж поняла, что два-три хороших наряда (Феденька не был в состоянии дать больше) в таком
обществе, где проматывались тысячи и десятки тысяч, с единственною целью быть как можно более декольте — все равно что капля в море.
В угоду ему она сделала, однако ж, несколько попыток, но — Боже! — сколько изобретательности нужно ей было иметь, чтоб тут пришить новый бант, там переменить тюник — и все для того, чтоб отвести глаза публике и убедить, что она является в
общество не в «мундире», как какая-нибудь асессорша, а всегда в новом и свежем наряде!
Он объяснил ей, что
общество в опасности, что покуда остается неразоренным очаг революций, до тех пор Европа не может наслаждаться спокойствием, что в самом Навозном существует громадный наплыв неблагонадежных элементов, которые, благодаря интриге, всюду распространяют корни и нити, и что он, Феденька, поставил себе священнейшею задачей объявить им войну, начав с акцизного ведомства и кончая судебными и земскими учреждениями.
Что же касается до Райского и Веретьева, то первый из них не решался выйти в отставку, потому что боялся огорчить бабушку, которая надеялась видеть его камер-юнкером, второй же и прежде, собственно говоря, никогда не был либералом, а любил только пить водку с либералами, какового времяпровождения, в
обществе консерваторов, предстояло ему, пожалуй, еще больше.
Не моего, конечно, — я искренно верю его раскаянию! — но доверия
общества…
Феденька застал Пустынника в
обществе целого хора домашних певчих, которые пели...
Пришедши туда, он предложит обывателям приносить покаяние, валяться на голой земле и питаться диким медом и акридами, сам же разобьет шатер, выпишет Дорота в качестве метрдотеля и, в
обществе Иоанны д’Арк, предводительш и предводителей, будет вкушать изысканные яства.
Или опять другое модное слово: не твое дело! — разве можно так говорить! Может ли быть что-нибудь предосудительнее этой безнадежной фразы? Не она ли иссушила вконец наше пресловутое творчество? не она ли положила начало той адской апатии, которая съедает современное русское
общество и современную русскую жизнь?
Между тем как я таким образом унывал, мне подали карточку, на которой я прочитал: le comte Serge de Bystritzinn, conseiller d’état président de la Société Economique de Tchoukloma etc. etc.. [Граф Сергей Быстрицын, статский советник, председатель Чухломского экономического
общества и пр. и пр. (фр.).]
Этого мало: примером своим он заразил нескольких молодых чухломцев и успел организовать из них
общество, имевшее целью возрождение чухломского хозяйства.
Рюмка, выпитая перед обедом, помогает пищеварению; точно так же рюмка и даже две, выпитые в
обществе хороших знакомых, ободряют дух человека, делают его наклонным к дружеству и к веселому излиянию чувств.
Еще не успел он как следует ознакомиться с местным
обществом, как уже стало ясно, что усилия всех первейших в городе дам направлены к тому, чтоб как можно скорее пробудить в нем инстинкт помпадурства.
Тогда опять прибегли к «заезжанию», как к форме, оставляющей для заезжаемых наиболее досуга, и так как
общество постепенно разрасталось, то представилась необходимость разделить его членов на заезжателей и заезжаемых.
— Вы поедете со мной и на мой счет, — говорил он мне, — жалованье ваше будет простираться до четырехсот франков в месяц; сверх того, вы будете жить у меня и от меня же получать стол, дрова и свечи. Обязанности же ваши отныне следующие: научить меня всем секретам вашего ремесла и разузнавать все, что говорится про меня в городе. А чтобы легче достичь этой цели, вы должны будете посещать
общество и клубы и там притворно фрондировать против меня… понимаете?
Тем не менее я должен сознаться, что значение, которое имеют помпадуры в русском
обществе, продолжало казаться для меня неясным.
В этих заведениях молодым людям пространно преподают одну только науку, называемую «Zwon popéta razdawaiss» (сам князь был очень весел, когда передавал мне это длинное название, и я уверен, что ни в какой другой стране Европы науки с подобным названием не найдется); прочие же науки, без которых ни в одном человеческом
обществе нельзя обойтись, проходятся более нежели кратко.
Цитаты из русской классики со словом «общество»
Меня любили отдельные люди, иногда даже восторгались мной, но мне всегда казалось, что меня не любило «общественное мнение», не любило светское
общество, потом не любили марксисты, не любили широкие круги русской интеллигенции, не любили политические деятели, не любили представители официальной академической философии и науки, не любили литературные круги, не любили церковные круги.
В марксизме есть две тенденции — тенденция к объективации и отчуждению человека в коллектив, и тенденция к субъективизму, к освобождению труда и трудящихся от власти
общества, к гуманизации
общества.
В народничестве же не религиозном, революционном, народ отождествлялся с социальной категорией трудового класса
общества и его интересы отождествлялись с интересами труда.
Если социалисты и коммунисты считают злом индивидуалистическое капиталистическое устройство
общества, анархисты считают злом и самое правительство, то есть и монархисты, консерваторы, капиталисты, считающие злом социалистическое, коммунистическое устройство и анархию; и все эти партии не имеют иного, кроме насилия, средства соединить людей.
В своей книге «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) противопоставлял современное ему
общество «счастливой жизни людей» в «естественном» состоянии, вне губительных влияний роскоши и излишеств, свойственных, по его мнению, современной цивилизации.
Ассоциации к слову «общество»
Синонимы к слову «общество»
Предложения со словом «общество»
- Последние восемьдесят лет нашей истории наглядно показали, каким препятствием на пути развития современного общества является привычка смотреть на всё глазами древних римлян и греков.
- Следует иметь в виду, что в этих сферах исполнительная власть также вступает в отношения с членами гражданского общества.
- По мере развития общества люди учатся пользоваться компьютером, мобильным телефоном и пр.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «общество»
Значение слова «общество»
О́БЩЕСТВО, -а, ср. 1. Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Человеческое общество. История общества. Развитие общества. Наука об обществе. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОБЩЕСТВО
Афоризмы русских писателей со словом «общество»
Дополнительно