Неточные совпадения
Сверх того, как мы ни стараемся о насаждении классицизма, но русский
культурный человек в
деле знакомства с древними классиками и ныне едва ли идет дальше басен Федра, иметь которые в качестве настольной книги несколько, впрочем, совестно.
Культурный человек не принимает в расчет ни вёдра, ни дождя, ни ветров, ни червя, ни земляной блохи, ни мошки, ни того, что в один прекрасный
день у привода молотилки вдруг не окажется ремня, а у самой молотилки двух-трех пальцев (вчера еще все было цело, а вдруг за ночь пропало!).
Повторяю: жить в деревне только в качестве «хорошего барина» все-таки совестно, и потому я был очень обрадован, когда узнал, что у
культурного русского человека, и помимо сельскохозяйственных затей, может существовать вполне деревенское
дело, а именно:
дело совета, разъяснения, просвещения и посильной помощи.
Я охотно допускаю, что и в заурядных представителях
культурной массы может зародиться жажда просветительного деревенского
дела.
Но
дело в том, что по самим условиям своих жизненных преданий, обстановки, воспитания,
культурный человек на этом поприще прежде всего встречается с вопросом: что скажет о моей просветительской деятельности становой (само собой разумеется, что здесь выражение «становой» употреблено не в буквальном смысле)?
Да, эти «столпы» знают тайну, како соделывать людей твердыми в бедствиях, а потому им и книги в руки. Поймите, ведь это тоже своего рода
культурные люди и притом не без нахальства говорящие о себе: «Мы сами оттуда, из Назарета, мы знаем!» И действительно, они знают, потому что у них нервы крепкие, взгляд острый и ум ясный, не расшатанный вольнодумными софизмами. Это дает им возможность отлично понимать, что по настоящему времени самое подходящее
дело — это перервать горло.
Когда все это будет достигнуто,
культурный человек может наслаждаться и отдыхать по всей своей воле. А ежели надоест ему отдыхать, то может и заняться тем
делом, которое ему по душе.
Объяснение этой тоски, я полагаю, заключается в том, что у
культурного русского человека бывают
дела личные, но нет
дел общих. Личные
дела вообще несложны и решаются быстро, без особых головоломных дум; затем впереди остается громадный досуг, который решительно нечем наполнить. Отсюда — скука, незнание куда преклонить голову, чем занять праздную мысль, куда избыть праздную жизнь. Когда перед глазами постоянно мелькает пустое пространство, то делается понятным даже отчаяние.
В деревне подобные известия всегда производят переполох. Хорошо ли, худо ли живется при известной обстановке, но все-таки как-нибудь да живется. Это «как-нибудь» — великое
дело. У меньшей братии оно выражается словами: живы — и то слава Богу! у
культурных людей — сладкой уверенностью, что чаша бедствий выпита уж до
дна. И вдруг: нет! имеется наготове и еще целый ушат. Как тут быть: радоваться или опасаться?
Сотские — мирволят; волостной старшина — тот на все жалобы только икает: мне, дескать, до вас,
культурных людей,
дела нет!
Средний же
культурный человек, даже в том смысле, ежели чувствовал себя кругом виноватым, считал
дело удовлетворительно разрешенным, если ему удавалось в свои отношения к подневольным людям ввести так называемый патриархальный элемент и за это заслужить кличку «доброго барина».
Неточные совпадения
— Естественно, вы понимаете, что существование такого кружка совершенно недопустимо, это — очаг заразы.
Дело не в том, что Михаила Локтева поколотили. Я пришел к вам потому, что отзывы Миши о вас как человеке
культурном… Ну, и — вообще, вы ему импонируете морально, интеллектуально… Сейчас все заняты мелкой политикой, — Дума тут, — но, впрочем, не в этом
дело! — Он, крякнув, раздельно, внушительно сказал:
— Ага! — и этим положил начало нового трудного
дня. Он проводил гостя в клозет, который имел право на чин ватерклозета, ибо унитаз промывался водой из бака. Рядом с этим учреждением оказалось не менее
культурное — ванна, и вода в ней уже была заботливо согрета.
Затем он вспомнил, что в кармане его лежит письмо матери, полученное
днем; немногословное письмо это, написанное с алгебраической точностью, сообщает, что
культурные люди обязаны работать, что она хочет открыть в городе музыкальную школу, а Варавка намерен издавать газету и пройти в городские головы. Лидия будет дочерью городского головы. Возможно, что, со временем, он расскажет ей роман с Нехаевой; об этом лучше всего рассказать в комическом тоне.
Китайцы зарезали свинью и убедительно просили меня провести у них завтрашний
день. Наши продовольственные запасы истощились совсем, а перспектива встретить Новый год в более
культурной обстановке, чем обыкновенный бивак, улыбалась моим стрелкам. Я согласился принять приглашение китайцев, но взял со своих спутников обещание, что пить много вина они не будут. Мои спутники сдержали данное слово, и я ни одного из них не видел в нетрезвом состоянии.
— Тут была какая-то темная история. А впрочем, не наше
дело. Разве может быть иначе, когда все удовольствие у этих дикарей только в том, чтоб напиться до свинства?
Культурный человек никогда не дойдет до такого положения и не может дойти.