Неточные совпадения
А я вам говорю: не
противьтесь злу»…
Прежде, читая это место, я всегда по какому-то странному затмению пропускал слова: а я говорю: не
противься злу. Точно как будто слов этих совсем не было, или они не имели никакого определенного значения.
Он говорит: «не
противьтесь злу; и, делая так, вперед знайте, что могут найтись люди, которые, ударив вас по одной щеке и не встретив отпора, ударят и по другой; отняв рубаху, отнимут и кафтан; воспользовавшись вашей работой, заставят еще работать; будут брать без отдачи…
И вот если это так будет, то вы все-таки не
противьтесь злу.
Я понял в первый раз, что центр тяжести всей мысли в словах: «не
противься злу», а что последующее есть только разъяснение первого положения.
Я понял, что Христос нисколько не велит подставлять щеку и отдавать кафтан для того, чтобы страдать, а велит не
противиться злу и говорит, что при этом придется, может быть, и страдать.
Христос не говорит: подставляйте щеки, страдайте, а он говорит: не
противьтесь злу, и, что бы с вами ни было, не
противьтесь злу.
Слова эти: не
противься злу или злому, понятые в их прямом значении, были для меня истинно ключом, открывшим мне всё.
Вам сказано: зуб за зуб, а я говорю: не
противься злу или злому, и, что бы с тобой ни делали злые, терпи, отдавай, но не
противься злу или злым.
Везде много раз Христос говорит, что тот, кто не взял крест, кто не отрекся от всего, тот не может быть его учеником, т. е. кто не готов на все последствия, вытекающие из исполнения правила о непротивлении злу. Ученикам Христос говорит: будьте нищие, будьте готовы, не
противясь злу, принять гонения, страдания и смерть. Сам готовится на страдания и смерть, не
противясь злу, и отгоняет от себя Петра, жалеющего об этом, и сам умирает, запрещая
противиться злу и не изменяя своему учению.
Можно утверждать, что всегдашнее исполнение этого правила очень трудно, можно не соглашаться с тем, что каждый человек будет блажен, исполняя это правило, можно сказать, что это глупо, как говорят неверующие, что Христос был мечтатель, идеалист, который высказывал неисполнимые правила, которым и следовали по глупости его ученики, но никак нельзя не признавать, что Христос сказал очень ясно и определенно то самое, что хотел сказать: именно, что человек, по его учению, должен не
противиться злу и что потому тот, кто принял его учение, не может
противиться злу.
Когда я понял, что слова: не
противься злу, значат: не
противься злу, всё мое прежнее представление о смысле учения Христа вдруг изменилось, и я ужаснулся перед тем не то что непониманием, а каким-то странным пониманием учения, в котором я находился до сих пор.
Не
противься злому — значит не
противься злому никогда, т. е. никогда не делай насилия, т. е. такого поступка, который всегда противоположен любви.
Хорошо, я не буду
противиться злу, подставлю щеку, как частный человек, говорю я себе, но идет неприятель или угнетают народы, и меня призывают участвовать в борьбе со злыми — идти убивать их.
Христос говорит: не
противиться злому.
Цель судов —
противиться злому.
Но этого тоже нет, напротив, ясно по связи речи, что, говоря: не судите, Христос говорит именно о судах, учреждениях: по Матфею и Луке, перед тем, чтобы сказать: не судите и не осуждайте, он говорит: не
противьтесь злому, терпите зло, делайте добро всем.
И после этой ссылки на уголовный закон говорит: а вы делайте не так, не
противьтесь злому, и потом уже говорит: не судите.
В Евангелии, каждое слово которого мы считаем священным, прямо и ясно сказано: у вас был уголовный закон — зуб за зуб, а я даю вам новый: не
противьтесь злому; все исполняйте эту заповедь: не делайте зла за зло, а делайте всегда и всем добро, всех прощайте.
А я вам говорю: не
противься злу, а терпи его.
Ни те, ни другие не хотят отказаться от права насилием
противиться тому, что они считают злом.
И самые умные, ученые люди из них никак не хотят видеть той простой, очевидной истины, что если допустить, что один человек может насилием
противиться тому, что он считает злом, то точно так же другой может насилием
противиться тому, что этот другой считает злом.
Таковы и эти простые слова бога: не
противься злу.
В Евангелиях я встретил слова: «Вам сказано: око за око и зуб за зуб; а я говорю вам: не
противьтесь злу». Слова: «око за око и зуб за зуб» — была заповедь, данная богом Моисею. Слова: «я говорю: не
противься злу или злому», была новая заповедь, которая отрицала первую.
Вслед за этой третьей заповедью приводится четвертая ссылка и излагается четвертая заповедь (Матф. V, 38—42; Лук. VI, 29, 30). «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не
противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним на одно поприще, иди с ним на два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
Эта четвертая заповедь была первая заповедь, которую я понял и которая открыла мне смысл всех остальных. Четвертая простая, ясная, исполнимая заповедь говорит: никогда силой не
противься злому, насилием не отвечай на насилие: бьют тебя — терпи, отнимают — отдай, заставляют работать — работай, хотят взять у тебя то, что ты считаешь своим — отдавай.
Между прочим внушается, что можно и должно обличать, т. е.
противиться врагам, говорится о разных степенях достижения этой добродетели, так что по толкованиям церкви конечный вывод тот, что Христос, неизвестно зачем, неправильно привел слова из закона Моисея и наговорил много прекрасных, но, собственно, пустых и неприложимых слов.