Неточные совпадения
Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтоб отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. Старый князь с сыном как бы переменились ролями после кампании 1805 года. Старый князь, возбужденный
деятельностью, ожидал всего хорошего от настоящей кампании; князь Андрей, напротив, не участвуя в войне и в тайне души сожалея о том, видел
одно дурное.
Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своею
деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на
одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.
Княжна Марья, испуганная лихорадочною, бессонною
деятельностью отца, заменившею его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его
одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему.
Только
одна бессознательная
деятельность приносит плоды и человек играющий роль в историческом событии никогда не понимает его значения.
Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей
деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни
одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный в истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, — Кутузов представляется им чем-то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12-м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем, трудно себе представить историческое лицо,
деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к
одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся
деятельность Кутузова в 12-м году.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою
деятельность не сказал ни
одного слова, которое было бы не согласно с тою единственною целью, к достижению которой он шел во время всей войны.
Но каким образом тогда этот старый человек,
один в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою
деятельность не изменил ему?
Побуждения людей, стремившихся со всех сторон в Москву, после ее очищения от врага, были самые разнообразные, личные, и в первое время, большею частью — дикие животные.
Одно только побуждение было общее всем, — это стремление туда, в то место, которое прежде называлось Москвой, для приложения там своей
деятельности.
Mot d’ordre [Лозунг] пусть будет не
одна добродетель, но независимость и
деятельность.
Прежние историки часто употребляли
один простой прием для того, чтоб описать и уловить кажущуюся неуловимой — жизнь народа. Они описывали
деятельность единичных людей, правящих народом; и эта
деятельность выражала для них
деятельность всего народа.
Во-первых, историк описывает
деятельность отдельных лиц, по его мнению, руководивших человечеством:
один считает таковыми
одних монархов, полководцев, министров; другой, — кроме монархов — и ораторов, ученых, реформаторов, философов и поэтов. Во-вторых, цель, к которой ведется человечество, известна историку: для
одного цель эта есть величие римского, испанского, французского государств; для другого — это свобода, равенство, известного рода цивилизация маленького уголка мира, называемого Европою.
До тех пор пока пишутся истории отдельных лиц, — будь они Кесари, Александры или Лютеры и Вольтеры, а не история всех, без
одного исключения всех, людей, принимающих участие в событии, — нет возможности не приписывать отдельным лицам силы, заставляющей других людей направлять свою
деятельность к
одной цели. И единственное известное историкам такое понятие есть власть.
Если вся
деятельность исторических лиц служит выражением воли масс, как то и думают некоторые, то биографии Наполеонов, Екатерин, со всеми подробностями придворной сплетни, служат выражением жизни народов, чтò есть очевидная бессмыслица; если же только
одна сторона
деятельности исторического лица служит выражением жизни народов, как то и думают другие мнимые философы-историки, то для того, чтобы определить, какая сторона
деятельности исторического лица выражает жизнь народа, нужно знать прежде, в чем состоит жизнь народа.
Не говоря о том, что без понятия власти не может обойтись ни
одно описание совокупной
деятельности людей, существование власти доказывается как историею, так и наблюдением современных событий.
С
одной стороны, рассуждение показывает, что выражение воли человека — его словà суть только часть общей
деятельности, выражающейся в событии, как, например, в войне или революции; и потому без признания непонятной, сверхъестественной силы — чуда, нельзя допустить, чтобы словà могли быть непосредственною причиной движения миллионов; с другой стороны, если даже допустить, что словà могут быть причиной события, то история показывает, что выражения воли исторических лиц во многих случаях не производят никакого действия, т. е., что приказания их часто не только не исполняются, но что иногда происходит даже совершенно обратное тому, что ими приказано.
Итак, не разделяя искусственно всех сливающихся точек конуса, — всех чинов армии, или званий и положений какого бы то ни было управления, или общего дела, от низших до высших, мы видим закон, по которому люди для совершения совокупных действий слагаются всегда между собой в таком отношении, что чем непосредственнее они участвуют в совершении действия, тем менее они могут приказывать и тем их большее число; и чем меньше то прямое участие, которое они принимают в самом действии, тем они больше приказывают и тем число их меньше; пока не дойдем таким образом, восходя от низших слоев, до
одного последнего человека, принимающего наименьшее прямое участие в событии и более всех направляющего свою
деятельность на приказывание.
Тот, кто больше работал руками, мог меньше обдумывать то, что он делал, и соображать то, чтò может выйти из общей
деятельности, и приказывать. Тот, кто больше приказывал, вследствие своей
деятельности словами, очевидно мог меньше действовать руками. При большем сборище людей, направляющих
деятельность на
одну цель, еще резче отделяется разряд людей, которые тем менее принимают прямое участие в общей
деятельности, чем более
деятельность их направлена на приказывание.
Человек, когда он действует
один, всегда носит сам в себе известный ряд соображений, руководивших, как ему кажется, его прошедшею
деятельностью, служащих для него оправданием его настоящей
деятельности и руководящих его в предположении о будущих его поступках.
Если подвергая себя наблюдению, человек видит, что воля его направляется всегда по
одному и тому же закону (наблюдает ли он необходимость принимать пищу, или
деятельность мозга, или что бы то ни было), он не может понимать это всегда одинаковое направление своей воли иначе как ее ограничение. То, что не было бы свободно, не могло бы быть и ограничено. Воля человека представляется ему ограниченною именно потому, что он сознает ее не иначе, как свободною.
Какое бы мы ни рассматривали представление о
деятельности многих людей или
одного человека, мы понимаем ее не иначе, как произведением отчасти свободы человека, отчасти законов необходимости.
Но если мы видим хоть какое-нибудь отношение его к тому, чтò окружает его, если мы видим связь его с чем бы то ни было, с человеком, который говорит с ним, с книгой, которую он читает, с трудом, которым он занят, даже с воздухом, который его окружает, с светом даже, который падает на окружающие его предметы, мы видим, что каждое из этих условий имеет на него влияние и руководит хотя
одною стороной его
деятельности.
Неточные совпадения
Как бы то ни было, но
деятельность Двоекурова в Глупове была, несомненно, плодотворна.
Одно то, что он ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, доказывает, что он был по прямой линии родоначальником тех смелых новаторов, которые спустя три четверти столетия вели войны во имя картофеля. Но самое важное дело его градоначальствования — это, бесспорно, записка о необходимости учреждения в Глупове академии.
Левин в душе осуждал это и не понимал еще, что она готовилась к тому периоду
деятельности, который должен был наступить для нее, когда она будет в
одно и то же время женой мужа, хозяйкой дома, будет носить, кормить и воспитывать детей.
Место это, как и все такие места, требовало таких огромных знаний и
деятельности, которые трудно было соединить в
одном человеке.
Он думал не о жене, но об
одном возникшем в последнее время усложнении в его государственной
деятельности, которое в это время составляло главный интерес его службы.
Но в глубине своей души, чем старше он становился и чем ближе узнавал своего брата, тем чаще и чаще ему приходило в голову, что эта способность
деятельности для общего блага, которой он чувствовал себя совершенно лишенным, может быть и не есть качество, а, напротив, недостаток чего-то — не недостаток добрых, честных, благородных желаний и вкусов, но недостаток силы жизни, того, что называют сердцем, того стремления, которое заставляет человека из всех бесчисленных представляющихся путей жизни выбрать
один и желать этого
одного.