Только на этих трех основаниях строятся существующая во всех законодательствах невменяемость преступлений и уменьшающие вину обстоятельства. Вменяемость представляется бòльшею или меньшею, смотря по бòльшему или меньшему знанию условий, в которых находился человек, поступок которого обсуживается, по бòльшему или меньшему промежутку времени от совершения поступка до суждения о нем и по бòльшему или меньшему пониманию
причин поступка.
Так что, если мы рассматриваем такое положение человека, в котором связь его с внешним миром наиболее известна, период времени суждения от времени совершения поступка наибольший и
причины поступка наидоступнейшие, то мы получаем представление о наибольшей необходимости и наименьшей свободе.
Неточные совпадения
Причины, на которых герцог Бассано основывал свой отказ выдать сии паспорты, никогда не могли бы заставить меня предполагать, чтобы
поступок моего посла послужил поводом к нападению.
Болезнь Наташи была так серьезна, что. к счастию ее и к счастию родных, мысль о всем том, чтò было
причиной ее болезни, ее
поступок и разрыв с женихом перешли на второй план.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им
поступке, но находил
причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим à propos [удобным случаем] — наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
Если понятие о свободе для разума представляется бессмысленным противоречием, как возможность совершить два paзные
поступка в одних и тех же условиях, или как действие без
причины, то это доказывает только то, что сознание не подлежит разуму.
3) к
причинам, произведшим
поступок.
Но если хоть одна из бесчисленных
причин известна нам, мы признаем уже известную долю необходимости и менее требуем возмездия за преступление, менее признаем заслуги в добродетельном
поступке, менее свободы в казавшемся оригинальным
поступке.
Бесчестный
поступок сына бесчестного отца, дурное поведение женщины, попавшей в известную среду, возвращение к пьянству пьяницы и т. п. суть
поступки, которые тем менее представляются нам свободными, чем понятнее для нас их
причина.
Если же и самый человек, действие которого мы рассматриваем, стоит на самой низкой степени развития ума, как ребенок, сумасшедший, дурачек, то мы, зная
причины действия и несложность характера и ума, уже видим столь большую долю необходимости и столь малую свободы, что как скоро нам известна
причина, долженствующая произвести действие, мы можем предсказать
поступок.
3) Как бы ни увеличивалась трудность постижения
причины, мы никогда не придем к представлению полной свободы, т. е. к отсутствию
причины. Как бы ни была непостижима для нас
причина выражения воли в каком бы то ни было нашем или чужом
поступке, первое требование ума есть предположение и отыскание
причины, без которой немыслимо никакое явление. Я поднимаю руку с тем, чтобы совершить
поступок, независимый от всякой
причины, но то, что я хочу совершить
поступок, не имеющий
причины, есть
причина моего
поступка.
Но даже если бы, представив себе человека совершенно исключенного от всех влияний, рассматривая только его мгновенный
поступок настоящего и предполагая, что он не вызван никакою
причиною, мы допустили бесконечно малый остаток необходимости равным нулю, мы бы и тогда не пришли к понятию о полной свободе человека; ибо существо, не принимающее на себя влияний внешнего мира, находящееся вне времени и не зависящее от
причин, уже не есть человек.
3) Как бы ни была доступна цепь
причин какого бы то ни было
поступка, мы никогда не будем знать всей цепи, так как она бесконечна, и опять никогда не получим полной необходимости.
И потому люди всегда находятся в трояком отношении к истине: одни истины так уже усвоены ими, что стали бессознательными
причинами поступков, другие только начинают открываться им, и третьи, хотя и не усвоены еще ими, до такой степени ясности открыты им, что они неизбежно так или иначе должны отнестись к ним, должны признать или не признать их.
Но человек — существо сознательное и познающее всё большую и большую степень истины, и потому, если человек и не свободен в совершении тех или других поступков, потому что для каждого поступка существует причина, самые причины этих поступков, заключающиеся для сознательного человека в том, что он признает ту или другую истину достаточной
причиной поступка, находятся во власти человека.
Неточные совпадения
По этой
причине он всякий раз, когда Петрушка приходил раздевать его и скидавать сапоги, клал себе в нос гвоздичку, и во многих случаях нервы у него были щекотливые, как у девушки; и потому тяжело ему было очутиться вновь в тех рядах, где все отзывалось пенником и неприличьем в
поступках.
Не понимая
причины такого странного
поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны.
Когда потом матсмайский губернатор отпускал пленных, то торжественно объявил им: «Все вы по
причине грабительства Хвостова были взяты, а теперь от охотского начальства прислано объяснение, что грабительства Хвостова были только разбойничьи
поступки.
Внешним поводом для этой сенсации послужило то, что дворянин"занимается несвойственными дворянскому званию
поступками"; действительною же, внутреннею
причиной служило просто желание к чему-нибудь придраться, на ком-нибудь сорвать накипевшее зло. Вся окрестность загудела; дворяне негодовали, мужики-торгаши посмеивались, даже крестьянская масса — и та с каким-то пренебрежительным любопытством присматривалась.
Он самый процесс собственного существования выносил только потому, что не понимал ни
причин, ни последствий своих и чужих
поступков.