Неточные совпадения
Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны
законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он
рассматривает произвольно-взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого-то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы, проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Какое бы мы ни
рассматривали представление о деятельности многих людей или одного человека, мы понимаем ее не иначе, как произведением отчасти свободы человека, отчасти
законов необходимости.
Точно так же человек, 20 лет тому назад совершивший убийство и после того спокойно и безвредно живший в обществе, представляется менее виновным; поступок его, — более подлежавшим
закону необходимости для того, кто
рассматривает его поступок по истечении 20 лет, и более свободным тому, кто
рассматривал тот же поступок через день после того, как он был совершен.
Это есть то основание, вследствие которого действия наши и других людей представляются нам, с одной стороны, тем более свободными и менее подлежащими необходимости, чем более известны нам те выведенные из наблюдения физиологические, психологические и исторические
законы, которым подлежит человек, и чем вернее усмотрена нами физиологическая, психологическая или историческая причина действия; с другой стороны, чем проще самое наблюдаемое действие и чем несложнее характером и умом тот человек, действие которого мы
рассматриваем.
История
рассматривает проявления свободы человека в связи с внешним миром во времени и в зависимости от причин, т. е. определяет эту свободу
законами разума, и потому история только на столько есть наука, на сколько эта свобода определена этими
законами.
Только ограничив эту свободу до бесконечности, т. е.
рассматривая ее, как бесконечно малую величину, мы убедимся в совершенной недоступности причин, и тогда, вместо отыскания причин, история поставит своею задачей отыскание
законов.
Неточные совпадения
6. Посему: ежели кто из обывателей прегрешит, то не тотчас такого усекновению предавать, но прилежно
рассматривать, не простирается ли и на него российских
законов действие и покровительство.
Следовало бы тоже принять во внимание и прежнюю жизнь человека, потому что, если не
рассмотришь все хладнокровно, а накричишь с первого раза, — запугаешь только его, да и признанья настоящего не добьешься: а как с участием его расспросишь, как брат брата, — сам все выскажет и даже не просит о смягчении, и ожесточенья ни против кого нет, потому что ясно видит, что не я его наказываю, а
закон.
Как в школе у русского учителя, он не слушал
законов строения языка, а
рассматривал все, как говорит профессор, как падают у него слова, как кто слушает.
Представь, Петр Ипполитович вдруг сейчас стал там уверять этого другого рябого постояльца, что в английском парламенте, в прошлом столетии, нарочно назначена была комиссия из юристов, чтоб
рассмотреть весь процесс Христа перед первосвященником и Пилатом, единственно чтоб узнать, как теперь это будет по нашим
законам и что все было произведено со всею торжественностью, с адвокатами, прокурорами и с прочим… ну и что присяжные принуждены были вынести обвинительный приговор…
Служение это он не представлял себе иначе, как в форме государственной службы, и потому, как только кончил курс, он систематически
рассмотрел все деятельности, которым он мог посвятить свои силы, и решил что он будет полезнее всего во втором отделении Собственной Канцелярии, заведующей составлением
законов, и поступил туда.