Неточные совпадения
Ограничимся лучше изучением великих правил, которые наш Божественный Спаситель оставил нам для нашего руководства здесь, на земле;
будем стараться следовать им и постараемся убедиться в том, что чем меньше мы
будем давать разгула нашему уму, тем мы
будем приятнее Богу, Который отвергает всякое
знание, исходящее не от Него, и что чем меньше мы углубляемся в то, чтó Ему угодно
было скрыть от нас, тем скорее даст Он нам это открытие Своим божественным разумом.
Верил ли он тем разумным доводам, которые
были в речи масона, или верил, как верят дети интонациям, убежденности и сердечности, которые
были в речи масона, дрожанию голоса, которое иногда почти прерывало масона, или этим блестящим, старческим глазам, состарившимся на том же убеждении, или тому спокойствию, твердости и
знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона, и которые особенно сильно поражали его в сравнении с своею опущенностью и безнадежностью; — но он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни.
В продолжение первых четырех дней, во время которых он не
был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь, и с помощию своих
знаний и разговоров с сведущими людьми, старался составить себе о нем определенное понятие.
Пфуль
был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и потому именно, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи — науки, т. е. мнимого
знания совершенной истины.
То, чтò говорил дежурный генерал,
было еще дельнее и умнее, но очевидно
было, что Кутузов презирал и
знание и ум, и знал что-то другое, что должно
было решить дело, — что-то другое, независимое от ума и
знания.
Очевидно
было, что Кутузов презирал ум и
знание и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не
знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем-то другим.
Потом мои досуги и последние дни
были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало по малу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде
знания и благодеяния.]
Пьер, решивший сам с собою, что ему, до исполнения своего намерения, не надо
было открывать ни своего звания, ни
знания французского языка, стоял в полуоткрытых дверях коридора, намереваясь тотчас же скрыться, как скоро войдут французы. Но французы вошли, и Пьер всё не отходил от двери: непреодолимое любопытство удерживало его.
Только отрешившись от
знания близкой понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны
будут нам слова́ случай и гений.
Если бы область человеческого
знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть
есть только слово и в действительности не существует. Но для познавания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он поверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не
есть слово, но действительно существующее явление.
Только в наше самоуверенное время популяризации
знаний, благодаря сильнейшему орудию невежества — распространению книгопечатания, вопрос о свободе воли сведен на такую почву, на которой и не может
быть самого вопроса. В наше время большинство так называемых передовых людей, т. е. толпа невежд, приняла работы естествоиспытателей, занимающихся одною стороной вопроса, за разрешение всего вопроса.
1) Как бы ни увеличивалось наше
знание тех пространственных условий, в которых находится человек,
знание это никогда не может
быть полное, так как число этих условий бесконечно, велико так же, как бесконечно пространство. И потому как скоро определены не все условия, не все влияния на человека, то и нет полной необходимости, а
есть известная доля свободы.
Всякое
знание есть только подведение сущности жизни под законы разума.
— Помиримтесь! — сказал Калинович, беря и целуя ее руки. — Я знаю, что я, может быть, неправ, неблагодарен, — продолжал он, не выпуская ее руки, — но не обвиняйте меня много: одна любовь не может наполнить сердце мужчины, а тем более моего сердца, потому что я честолюбив, страшно честолюбив, и знаю, что честолюбие не безрассудное во мне чувство. У меня есть ум,
есть знание, есть, наконец, сила воли, какая немногим дается, и если бы хоть раз шагнуть удачно вперед, я ушел бы далеко.
Неточные совпадения
Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и
будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на
знания мода, как на пряжки, на пуговицы.
Дома он через минуту уже решил дело по существу. Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку. Средства для исполнения первого подвига
были обдуманы уже заранее; средства для исполнения второго представлялись ему неясно и сбивчиво. Но так как не
было той силы в природе, которая могла бы убедить прохвоста в неведении чего бы то ни
было, то в этом случае невежество являлось не только равносильным
знанию, но даже в известном смысле
было прочнее его.
Если
было у него чувство к брату теперь, то скорее зависть за то
знание, которое имеет теперь умирающий, но которого он не может иметь.
Третий, артиллерист, напротив, очень понравился Катавасову. Это
был скромный, тихий человек, очевидно преклонявшийся пред
знанием отставного гвардейца и пред геройским самопожертвованием купца и сам о себе ничего не говоривший. Когда Катавасов спросил его, что его побудило ехать в Сербию, он скромно отвечал:
Не
было предмета, которого бы он не знал; но он показывал свое
знание, только когда бывал вынуждаем к этому.