Неточные совпадения
Всё это очень может быть, и человечество готово на это согласиться; но оно не об этом спрашивает. Всё это могло бы быть интересно, если бы мы признавали божественную
власть, основанную на самой себе и всегда одинаковую, управляющею своими народами через Наполеонов, Людовиков и писателей; но
власти этой мы не признаем и потому, прежде чем говорить о Наполеонах, Людовиках и писателях, надо показать
существующую связь между этими лицами и движением народов.
Наука прàва рассматривает государство и
власть, как древние рассматривали огонь, как что-то абсолютно
существующее. Для истории же государство и
власть суть только явления точно так же, как для физики нашего времени огонь есть не стихия, а явление.
От этого-то основного различия воззрения истории и науки прàва происходит то, что наука прàва может рассказать подробно о том, как, по ее мнению, надо бы устроить
власть и чтó такое есть
власть, неподвижно
существующая вне времени; но на вопросы исторические о значении видоизменяющейся во времени
власти, она не может ответить ничего.
Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение
власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что
власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познавания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он поверяет результаты мышления. И опыт говорит, что
власть не есть слово, но действительно
существующее явление.
Власть, с точки зрения опыта, есть только зависимость,
существующая между выражением воли лица и исполнением этой воли другими людьми.
Но как внутри, так и вне государства всегда находились люди, не признававшие для себя обязательными ни постановлений, выдаваемых за веление божества, ни постановлений людей, облеченных святостью, ни учреждений, долженствовавших представлять волю народа; и люди, которые считали добром то, что
существующие власти считали злом, и таким же насилием, которое употреблялось против них, боролись против властей.
Можно жить по учению мира, т. е. животною жизнью, не признавая ничего выше и обязательнее предписаний
существующей власти. Но кто живет так, не может же утверждать, что живет разумно. Прежде чем утверждать, что мы живем разумно, надо ответить на вопрос: какое учение о жизни мы считаем разумным? А у нас, несчастных, не только нет никакого такого учения, но потеряно даже и сознание в необходимости какого-нибудь разумного учения о жизни.
Неточные совпадения
Но если все
власти от бога и если
существующий общественный порядок оправдывается разумом, то и борьба против него, если только существует, оправдана.
Древнейшее о ценсуре узаконение, доселе известное, находим в 1486 году, изданное в самом том городе, где изобретено книгопечатание. Предузнавали монашеские правления, что оно будет орудием сокрушения их
власти, что оно ускорит развержение общего рассудка, и могущество, на мнении, а не на пользе общей основанное, в книгопечатании обрящет свою кончину. Да позволят нам здесь присовокупить памятник, ныне еще
существующий на пагубу мысли и на посрамление просвещения.
Так это для всех начальствующих людей, занимающих положения выгоднее тех, которые они могли бы занять без
существующего порядка, начиная от низших полицейских чиновников до высшей
власти. Все эти люди более или менее верят в неизменность
существующего порядка потому, главное, что он выгоден им.
Люди, обладающие
властью, уверены в том, что движет и руководит людьми только насилие, и потому для поддержания
существующего порядка смело употребляют насилие.
Существующий же порядок держится не насилием, а общественным мнением, действие которого нарушается насилием.
Проповедуемое церквами положение о том, что все государства на земле установлены и одобряемы богом и что все
власти,
существующие в Соединенных Штатах, в России, в Турции, соответствуют воле бога, столь же нелепо, как и кощунственно.