Неточные совпадения
С прямотой и решительностью молодости он не только говорил о
том, что земля не может быть предметом частной собственности, и не только в университете писал сочинение об этом, но и на деле отдал тогда малую
часть земли (принадлежавшей не его матери, а по наследству от отца ему лично) мужикам, не желая противно своим убеждениям владеть землею.
Да, несмотря на арестантский халат, на всё расширевшее тело и выросшую грудь, несмотря на раздавшуюся нижнюю
часть лица, на морщинки на лбу и на висках и на подпухшие глаза, это была несомненно
та самая Катюша, которая в Светло-Христово Воскресение так невинно снизу вверх смотрела на него, любимого ею человека, своими влюбленными, смеющимися от радости и полноты жизни глазами.
Несколько человек мужчин и женщин, большей
частью с узелками, стояли тут на этом повороте к тюрьме, шагах в ста от нее. Справа были невысокие деревянные строения, слева двухэтажный дом с какой-то вывеской. Само огромное каменное здание тюрьмы было впереди, и к нему не подпускали посетителей. Часовой солдат с ружьем ходил взад и вперед, строго окрикивая
тех, которые хотели обойти его.
Доводы управляющего о
том, как при передаче земли крестьянам ни за что пропадет весь инвентарь, который нельзя будет продать за одну четверть
того, что он стоит, как крестьяне испортят землю, вообще как много Нехлюдов потеряет при такой передаче, только подтверждали Нехлюдова в
том, что он совершает хороший поступок, отдавая крестьянам землю и лишая себя большой
части дохода.
Кроме
того, граф Иван Михайлович считал, что чем больше у него будет получения всякого рода денег из казны, и чем больше будет орденов, до алмазных знаков чего-то включительно, и чем
чаще он будет видеться и говорить с коронованными особами обоих полов,
тем будет лучше.
Обязанность его состояла в
том, чтобы содержать в казематах, в одиночных заключениях политических преступников и преступниц и содержать этих людей так, что половина их в продолжение 10 лет гибла,
частью сойдя с ума,
частью умирая от чахотки и
частью убивая себя: кто голодом, кто стеклом разрезая жилы, кто вешая себя, кто сжигаясь.
Мало
того, прежде занятия делами Дмитрия Ивановича всегда вызывали досаду, раздражение; эти же чужие дела большей
частью вызывали радостное настроение.
Нехлюдов читал много, но урывками, и отсутствие ответа приписывал такому поверхностному изучению, надеясь впоследствии найти этот ответ, и потому не позволял себе еще верить в справедливость
того ответа, который в последнее время всё
чаще и
чаще представлялся ему.
— Не могу согласиться, во-первых, с
тем, чтобы преступники, так называемые политические, были казнимы потому, что они стоят выше среднего уровня. Большей
частью это отбросы общества, столь же извращенные, хотя несколько иначе, как и
те преступные типы, которых вы считаете ниже среднего уровня.
В пути от острога к вокзалу упало и умерло от удара, кроме
тех двух человек, которых видел Нехлюдов, еще три человека: один был свезен, так же как первые два, в ближайшую
часть, и два упали уже здесь, на вокзале.
«Да, о чем, бишь, я думал? — спросил себя Нехлюдов, когда все эти перемены в природе кончились, и поезд спустился в выемку с высокими откосами. — Да, я думал о
том, что все эти люди: смотритель, конвойные, все эти служащие, большей
частью кроткие, добрые люди, сделались злыми только потому, что они служат».
Было раннее ненастное сентябрьское утро. Шел
то снег,
то дождь с порывами холодного ветра. Все арестанты партии, 400 человек мужчин и около 50 женщин, уже были на дворе этапа и
частью толпились около конвойного-старшòго, раздававшего старостам кормовые деньги на двое суток,
частью закупали съестное у впущенных на двор этапа торговок. Слышался гул голосов арестантов, считавших деньги, покупавших провизию, и визгливый говор торговок.
Религиозное учение это состояло в
том, что всё в мире живое, что мертвого нет, что все предметы, которые мы считаем мертвыми, неорганическими, суть только
части огромного органического тела, которое мы не можем обнять, и что поэтому задача человека, как частицы большого организма, состоит в поддержании жизни этого организма и всех живых
частей его.
Холостые люди, по его мнению, были
те же фагоциты, назначение которых состояло в помощи слабым, больным
частям организма.
Но кроме
того, что нравственные вопросы он решал по-своему, он решал по-своему и большую
часть практических вопросов. У него на все практические дела были свои теории: были правила, сколько надо часов работать, сколько отдыхать, как питаться, как одеваться, как топить печи, как освещаться.
Уголовные теперь затихли, и большинство спало. Несмотря на
то, что люди в камерах лежали и на нарах, и под нарами и в проходах, они все не могли поместиться, и
часть их лежала на полу в коридоре, положив головы на мешки и укрываясь сырыми халатами.
Случилось
то, что мысль, представлявшаяся ему сначала как странность, как парадокс, даже как шутка, всё
чаще и
чаще находя себе подтверждение в жизни, вдруг предстала ему как самая простая, несомненная истина.
Прочтя нагорную проповедь, всегда трогавшую его, он нынче в первый раз увидал в этой проповеди не отвлеченные, прекрасные мысли и большею
частью предъявляющие преувеличенные и неисполнимые требования, а простые, ясные и практически исполнимые заповеди, которые, в случае исполнения их (что было вполне возможно), устанавливали совершенно новое устройство человеческого общества, при котором не только само собой уничтожалось всё
то насилие, которое так возмущало Нехлюдова, но достигалось высшее доступное человечеству благо — Царство Божие на земле.
Неточные совпадения
Городничий.
Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей
части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей. Эй, Свистунов!
То же я должен вам заметить и об учителе по исторической
части.
Молиться в ночь морозную // Под звездным небом Божиим // Люблю я с
той поры. // Беда пристигнет — вспомните // И женам посоветуйте: // Усердней не помолишься // Нигде и никогда. // Чем больше я молилася, //
Тем легче становилося, // И силы прибавлялося, // Чем
чаще я касалася // До белой, снежной скатерти // Горящей головой…
Крестьяне рассмеялися // И рассказали барину, // Каков мужик Яким. // Яким, старик убогонький, // Живал когда-то в Питере, // Да угодил в тюрьму: // С купцом тягаться вздумалось! // Как липочка ободранный, // Вернулся он на родину // И за соху взялся. // С
тех пор лет тридцать жарится // На полосе под солнышком, // Под бороной спасается // От
частого дождя, // Живет — с сохою возится, // А смерть придет Якимушке — // Как ком земли отвалится, // Что на сохе присох…
«Я не ропщу, — сказала я, — // Что Бог прибрал младенчика, // А больно
то, зачем они // Ругалися над ним? // Зачем, как черны вороны, // На
части тело белое // Терзали?.. Неужли // Ни Бог, ни царь не вступится?..»