Неточные совпадения
В наше время не может не быть ясно для всех мыслящих людей то, что
жизнь людей, — не одних русских людей, но всех
народов христианского мира, с своей, всё увеличивающейся нуждой бедных и роскошью богатых, с своей борьбой всех против всех, революционеров против правительств, правительств против революционеров, порабощенных народностей против поработителей, борьбы государств между собою, запада с востоком, с своими всё растущими и поглощающими силы
народа вооружениями, своей утонченностью и развращенностью, — что
жизнь такая не может продолжаться, что
жизнь христианских
народов, если она не изменится, неизбежно будет становиться всё бедственнее и бедственнее.
Причина бедственного положения христианских
народов — отсутствие среди христианских
народов общего им всем высшего понимания смысла
жизни, веры и вытекающего из него руководства поведения.
Когда же случается то, что и не может не случаться, так как объяснение смысла
жизни и вытекающее из него руководство поведения никогда не бывает последним, а постоянно всё более и более уясняется, — когда случается то, что понимание смысла
жизни, ставшее более точным и определенным, требует вытекающего из этого уяснения иного, чем прежнее, руководства поведения,
жизнь же
народа или
народов продолжает идти попрежнему, то
жизнь таких
народов бывает и разъединенной и бедственной.
Повторялось это много раз в истории, но никогда, я думаю, этот разлад между образом
жизни людей, отставших от религиозного уяснения смысла
жизни и вытекающего из него руководства поведения, не был так велик, каков он теперь среди христианских
народов, не принявших открытого им христианского учения в истинном его значении и вытекающего из этого учения руководства поведения, а живущих и продолжающих жить прежней языческой
жизнью.
От этого-то и произошла та поразительная разъединенность, безнравственность, бедственность, неразумие
жизни христианских
народов.
Большинство людей, рабочий
народ, хотя по внешности и держится старой, церковной веры, уже не верит в нее, не руководствуется ею в
жизни, а держится ее только по привычке, преданию и ради приличия.
Кроме того, нет ни одного большого христианского государства, которое, по каким-то никому ненужным патриотическим преданиям, не держало бы, против их воли, в своей власти один или несколько небольших
народов, принуждаемых к участию в
жизни ненавидимого ими большого
народа: Австрия, Пруссия, Англия, Россия, Франция с своими покоренными
народами: Польшей, Ирландией, Индией, Финляндией, Кавказом, Алжиром и др.
Все эти бедствия не показывали бы еще то, что
жизнь христианских
народов не может продолжаться в том же направлении.
Жизнь христианских
народов теперь ужасна и в особенности по отсутствию какого бы то ни было нравственного начала, соединяющего их, и по неразумности своей, сводящей человека, несмотря на все его умственные приобретения, в нравственном отношении на степень низшую, чем животные, и, главное, по той сложности установившейся лжи, которая всё более и более скрывает от людей всю бедственность и жестокость их
жизни.
Особенность положения христианских
народов нашего времени в том, что
народы эти основали свою
жизнь на том учении, которое в своем истинном значении разрушает эту
жизнь, и это скрытое прежде значение начинает уясняться. Христианские
народы построили дом свой даже не на песке, а на тающем льду. И лед начинает таять и уже растаял, и дом валится.
Трагизм положения людей христианского мира в том, что, по неизбежному недоразумению, христианскими
народами принято было, как свойственное им религиозное учение, такое учение, которое в своем истинном значении самым определенным образом отрицало, разрушало весь тот строй общественной
жизни, которым жили уже эти
народы и вне которого не могли себе представить
жизни.
В том, что
народы христианского мира приняли в скрытом, извращенном виде то учение, которое в своем настоящем значении неизбежно должно было разрушить тот строй
жизни, в котором они живут и с которым не хотят расстаться, — в этом причина страданий христианских
народов.
Вот это-то признание закона любви высшим законом
жизни человеческой и ясно выраженное руководство поведения, вытекающее из христианского учения о любви, одинаковой к врагам, к людям ненавидящим, обижающим, проклинающим нас, и составляют ту особенность учения Христа, которая, давая учению о любви и вытекающему из него руководству точное, определенное значение, неизбежно влечет за собой полное изменение установившегося устройства
жизни не только христианских, но и всех
народов мира.
Да, в этом, только в этом осуществлении в
жизни закона любви не в его ограниченном, а в его истинном значении, как высшего закона, не допускающего никаких исключений, только в этом одном спасение от того ужасного, становящегося всё более и более бедственным, кажущегося безвыходным, положения, в котором находятся теперь
народы христианского мира.
Жили и живут так теперь все дикие
народы, не дошедшие до того, что называется цивилизацией; живут так и люди, ставшие в своем понимании смысла
жизни выше цивилизации: живут и в Европе, и в Америке, и в особенности в России христианские общины, отказавшиеся от правительства, не нуждающиеся в нем и только неизбежно терпящие его вмешательство.
Только пойми всякий человек, что он не только не имеет никакого права, но и возможности устраивать
жизнь других людей, что дело каждого устраивать, блюсти только свою
жизнь, соответственно тому высшему религиозному закону, который открыт ему, и само собой уничтожится то мучительное, несоответственное требованиям нашей души и всё ухудшающееся и ухудшающееся зверское устройство
жизни так называемых христианских
народов.
Так что если бы решение вопроса об освобождении себя от извращенного христианского учения и вытекающего из него допущения насилия, нарушающего любовь, и признание христианского учения в его истинном значении зависело только от людей цивилизованных, пользующихся в нашем обществе в материальном отношении лучшим, в сравнении с большинством рабочего
народа, положением, то предстоящий переход людей от
жизни, основанной на насилии, к
жизни, основанной на любви, еще не был бы так близок и настоятелен, как он близок и настоятелен теперь и особенно у нас в России, где огромное большинство
народа, более двух третей, еще не развращено ни богатством, ни властью, ни цивилизацией.
А так как этому большинству
народа нет причины и выгоды лишать себя блага любовной
жизни, допуская в нее возможность насилия, то среди этих людей, не развращенных ни властью, ни богатством, ни цивилизацией, и должна бы начаться та перемена строя, которую требует совершившееся уяснение христианской истины.
Неточные совпадения
Городничий (дрожа).По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой
народ, что на
жизнь мою готовы покуситься.
И старый князь, и Львов, так полюбившийся ему, и Сергей Иваныч, и все женщины верили, и жена его верила так, как он верил в первом детстве, и девяносто девять сотых русского
народа, весь тот
народ,
жизнь которого внушала ему наибольшее уважение, верили.
Было самое спешное рабочее время, когда во всем
народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не проявляется ни в каких других условиях
жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты.
Проживя бо̀льшую часть
жизни в деревне и в близких сношениях с
народом, Левин всегда в рабочую пору чувствовал, что это общее народное возбуждение сообщается и ему.
Точно так же, как он любил и хвалил деревенскую
жизнь в противоположность той, которой он не любил, точно так же и
народ любил он в противоположность тому классу людей, которого он не любил, и точно так же он знал
народ, как что-то противоположное вообще людям.