Неточные совпадения
Человеку, находящемуся в этом
заблуждении, кажется, что жизнь раздваивается в нем.
Заблуждение, что видимый нами, на нашей животной личности совершающийся, закон и есть закон нашей жизни, есть старинное
заблуждение, в которое всегда впадали и впадают
люди.
Заблуждение это, скрывая от
людей главный предмет их познания, подчинение животной личности разуму для достижения блага жизни, ставит на место его изучение существования
людей, независимо от блага жизни.
При предположении же о том, что жизнь
человека есть только его животное существование, и что благо, указываемое разумным сознанием, невозможно, и что закон разума есть только призрак, такое изучение делается не только праздным, но и губительным, закрывая от
человека его единственный предмет познания и поддерживая его в том
заблуждении, что, исследуя отражение предмета, он может познать и предмет.
В том и другом случае
заблуждение происходит от смешения личности, индивидуальности, как называет наука, с разумным сознанием. Разумное сознание включает в себя личность. Личность же не включает в себя разумное сознание. Личность есть свойство животного и
человека, как животного. Разумное сознание есть свойство одного
человека.
Я вижу причины своего страдания в прошедшем, в
заблуждениях моих и других
людей, и если моя деятельность не направлена на причину страдания — на
заблуждение, и я не стараюсь освободиться от него, я не делаю того, что должно быть, и потому-то страдание и представляется мне тем, чего не должно быть, и оно не только в действительности, но и в воображении возрастает до ужасных, исключающих возможность жизни, размеров.
Когда
человек, признающий жизнью личное существование, находит причины своего личного страдания в своем личном
заблуждении, — понимает, что он заболел оттого, что съел вредное, или что его прибили оттого, что он сам пошел драться, или что он голоден и гол оттого, что он не хотел работать, — он узнает, что страдает за то, что сделал то, что не должно, и за тем, чтобы вперед не делать этого и, направляя свою деятельность на уничтожение
заблуждения, не возмущается против страдания, и легко и часто радостно несет его.
Но когда такого
человека постигает страдание, выходящее за пределы видимой ему связи страдания и
заблуждения, — как, когда он страдает от причин, бывших всегда вне его личной деятельности или когда последствия его страданий не могут быть ни на что нужны ни его, ни чьей другой личности, — ему кажется, что его постигает то, чего не должно быть, и он спрашивает себя: зачем? за что? и, не находя предмета, на который бы он мог направить свою деятельность, возмущается против страдания, и страдание его делается ужасным мучением.
Но если бы даже и можно было понять кое-как то, что своими
заблуждениями заставляя страдать других
людей, я своими страданиями несу
заблуждения других; если можно понять тоже очень отдаленно то, что всякое страдание есть указание на
заблуждение, которое должно быть исправлено
людьми в этой жизни, остается огромный ряд страданий, уже ничем не объяснимых.
Для
человека, понимающего свою жизнь как животное существование, нет и не может быть никакого объяснения, потому что для такого
человека связь между страданием и
заблуждением только в видимых ему явлениях, а связь эта в предсмертных страданиях уже совершенно теряется от его умственного взора.
Для
человека два выбора: или, не признавая связи между испытываемыми страданиями и своей жизнью, продолжать нести большинство своих страданий, как мучения, не имеющие никакого смысла, или признать то, что мои
заблуждения и поступки, совершенные вследствие их, — мои грехи, какие бы они ни были, — причиною моих страданий, какие бы они ни были и что мои страдания суть избавление и искупление от грехов моих и других
людей каких бы то ни было.
Связь
заблуждения и страдания, видимая для животного только в пространственных и временных условиях, всегда ясна для
человека вне этих условий в его сознании.
Вся жизнь
человека с первых дней детства ведь состоит только в этом: в сознании через страдание греха и в освобождении себя от
заблуждений.
Я знаю, что пришел в эту жизнь с известным знанием истины, и что чем больше было во мне
заблуждений, тем больше было страданий моих и других
людей, чем больше я освобождался от
заблуждений, тем меньше было страданий моих и других
людей и тем большего я достигал блага.
Половина жизни каждого
человека проходит в страданиях, которых он не только не признает мучительными и не замечает, но считает своим благом только потому, что они несутся как последствия
заблуждений и средство облегчения страданий любимых
людей.
Если бы боги сотворили
людей без ощущения боли, очень скоро
люди бы стали просить о ней; женщины без родовых болей рожали бы детей в таких условиях, при которых редкие бы оставались живыми, дети и молодежь перепортили бы себе все тела, а взрослые
люди никогда не знали бы ни
заблуждений других, прежде живших и теперь живущих
людей, ни, главное, своих
заблуждений, — не знали бы что им надо делать в этой жизни, не имели бы разумной цели деятельности, никогда не могли бы примириться с мыслью о предстоящей плотской смерти и не имели бы любви.
Ведь затем-то я и
человек — личность, чтобы я понимал страдания других личностей, и затем-то я — разумное сознание, чтобы в страдании каждой отдельной личности я видел общую причину страдания —
заблуждения, и мог уничтожить ее в себе и других.
Деятельность, направленная на непосредственное любовное служение страдающим и на уничтожение общих причин страдания —
заблуждений — и есть та единственная радостная работа, которая предстоит
человеку и дает ему то неотъемлемое благо, в котором состоит его жизнь.
Если не разумное сознание, то страдание, вытекающее из
заблуждения о смысле своей жизни, волей-неволей загоняет
человека на единственный истинный путь жизни, на котором нет препятствий, нет зла, а есть одно, ничем ненарушимое, никогда не начавшееся и не могущее кончиться, все возрастающее благо.
Общение
людей показало им ту, общую им всем, основу познания, и
люди уже не могут вернуться к прежним
заблуждениям — и наступает время и наступило уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Неточные совпадения
А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому, что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного
заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с
людьми или с судьбою…
Клима подавляло обилие противоречий и упорство, с которым каждый из
людей защищал свою истину.
Человек, одетый мужиком, строго и апостольски уверенно говорил о Толстом и двух ликах Христа — церковном и народном, о Европе, которая погибает от избытка чувственности и нищеты духа, о
заблуждениях науки, — науку он особенно презирал.
— Это есть —
заблуждение: пред
человеком только один путь — от самого себя — к богу, а все другое для него не путь, а путаница.
Или, наконец, если смех этот хоть и сообщителен, а все-таки почему-то вам покажется пошловатым, то знайте, что и натура того
человека пошловата, и все благородное и возвышенное, что вы заметили в нем прежде, — или с умыслом напускное, или бессознательно заимствованное, и что этот
человек непременно впоследствии изменится к худшему, займется «полезным», а благородные идеи отбросит без сожаления, как
заблуждения и увлечения молодости.
Вон и другие тоже скучают: Савич не знает, будет ли уголь, позволят ли рубить дрова, пустят ли на берег освежиться
людям? Барон насупился, думая, удастся ли ему… хоть увидеть женщин. Он уж глазел на все японские лодки, ища между этими голыми телами не такое красное и жесткое, как у гребцов. Косы и кофты мужчин вводили его иногда в печальное
заблуждение…