Он не может не видеть и того, что, при допущении такого же понимания жизни и в других людях и существах, жизнь всего мира, вместо прежде представлявшихся безумия и жестокости, становится тем высшим разумным благом, которого только может желать человек, — вместо прежней бессмысленности и бесцельности, получает для него разумный смысл: целью жизни мира представляется такому человеку бесконечное просветление и единение существ мира, к которому идет жизнь и в котором сначала люди, а потом и все существа, более и более подчиняясь закону разума, будут понимать (то, что дано понимать теперь одному человеку), что благо жизни достигается не стремлением каждого существа к своему
личному благу, а стремлением, согласно с законом разума, каждого существа к благу всех других.
Неточные совпадения
Ложная наука, взявшая за исходную точку отсталое представление о жизни, при котором не видно то противоречие жизни человеческой, которое составляет главное ее свойство, — эта мнимая наука в своих последних выводах приходит к тому, чего требует грубое большинство человечества, — к признанию возможности
блага одной
личной жизни, к признанию для человека
благом одного животного существования.
Родится ребенок в нужде или роскоши и получает воспитание фарисейское или книжническое. Для ребенка, для юноши не существует еще противоречия жизни и вопроса о ней, и потому ни объяснение фарисеев, ни объяснение книжников не нужны ему и не могут руководить его жизнью. Он учится одним примером людей, живущих вокруг него, и пример этот, и фарисеев и книжников, одинаков: и те и другие живут только для
блага личной жизни, и тому же поучают и его.
Сколько бы ни уверял себя человек, и сколько бы ни уверяли его в этом другие, что жизнь может быть
благою и разумною только за гробом, или что одна
личная жизнь может быть
благою и разумною, — человек не может верить в это.
Жизнь человеческая начинается только с проявления разумного сознания, — того самого, которое открывает человеку одновременно и свою жизнь, и в настоящем и в прошедшем, и жизнь других личностей, и всё, неизбежно вытекающее из отношений этих личностей, страдания и смерть, — то самое, что производит в нем отрицание
блага личной жизни и противоречие, которое, ему кажется, останавливает его жизнь.
Такому человеку кажется, что отрицание разумным сознанием
блага личного существования и требование другого
блага есть нечто болезненное и неестественное.
В самом деле, что составляло невозможность
блага личного существования?
Другая причина бедственности
личной жизни и невозможности
блага для человека была: обманчивость наслаждений личности, тратящих жизнь, приводящих к пресыщению и страданиям.
Стоит человеку признать свою жизнь в стремлении к
благу других, и уничтожается обманчивая жажда наслаждений; праздная же и мучительная деятельность, направленная на наполнение бездонной бочки животной личности, заменяется согласной с законами разума деятельностью поддержания жизни других существ, необходимой для его
блага, и мучительность
личного страдания, уничтожающего деятельность жизни, заменяется чувством сострадания к другим, вызывающим несомненно плодотворную и самую радостную деятельность.
Третья причина бедственности
личной жизни была — страх смерти. Стоит человеку признать свою жизнь не в
благе своей животной личности, а в
благе других существ, и пугало смерти навсегда исчезает из глаз его.
То, что так понимала и понимает жизнь большая половина человечества, — то, что величайшие умы понимали жизнь так же, — то, что никак нельзя ее понимать иначе, нисколько не смущает их. Они так уверены в том, что все вопросы жизни, если не разрешаются самым удовлетворительным образом, то устраняются телефонами, оперетками, бактериологией, электрическим светом, робуритом и т. п., что мысль об отречении от
блага жизни
личной представляется им только отголоском древнего невежества.
Жизнь, как
личное существование, отжита человечеством, и вернуться к ней нельзя, и забыть то, что
личное существование человека не имеет смысла, невозможно. Что бы мы ни писали, ни говорили, ни открывали, как бы ни усовершенствовали нашу
личную жизнь, отрицание возможности
блага личности остается непоколебимой истиной для всякого разумного человека нашего времени.
Но дело в том, что не рассуждать о любви могут только те люди, которые уже употребили свой разум на понимание жизни и отреклись от
блага личной жизни; те же люди, которые не поняли жизни и существуют для
блага животной личности, не могут не рассуждать.
То, что люди, не понимающие жизни, называют любовью, это только известные предпочтения одних условий
блага своей личности другим. Когда человек, не понимающий жизни, говорит, что он любит свою жену или ребенка, или друга, он говорит только то, что присутствие в его жизни его жены, ребенка, друга увеличивает
благо его
личной жизни.
Только для человека, не признающего
блага в жизни
личной и потому не заботящегося об этом ложном
благе и чрез это освободившего в себе свойственное человеку благоволение ко всем людям, возможна деятельность любви, всегда удовлетворяющая его и других.
Первое вытекает из признания
благом блага моей отдельной
личной жизни.
Неточные совпадения
Это дело не мое
личное, а тут вопрос об общем
благе.
— Я нахожу, что ты прав отчасти. Разногласие наше заключается в том, что ты ставишь двигателем
личный интерес, а я полагаю, что интерес общего
блага должен быть у всякого человека, стоящего на известной степени образования. Может быть, ты и прав, что желательнее была бы заинтересованная материально деятельность. Вообще ты натура слишком ргіmesautière, [импульсивная,] как говорят Французы; ты хочешь страстной, энергической деятельности или ничего.
— Я не хочу протекционной системы не для выгоды частных лиц, но для общего
блага — и для низших и для высших классов одинаково, — говорил он, поверх pince-nez глядя на Облонского. — Но они не могут понять этого, они заняты только
личными интересами и увлекаются фразами.
Самгин указал несколько фактов
личного несчастья единиц, которые очень много сделали для общего
блага людей, и, говоря это, думал:
Одни смотрят на войну, как и на все на свете, с частной точки зрения, с точки зрения
личной или семейной жизни,
блага и счастья людей или их страдания и несчастья.