Неточные совпадения
Живет всякий
человек только для того, чтобы ему было хорошо, для своего
блага. Не чувствует
человек желания себе
блага, — он и не чувствует себя живущим.
Человек не может себе представить жизни без желания себе
блага. Жить для каждого
человека всё равно, что желать и достигать
блага; желать и достигать
блага — всё равно, что жить.
Жизнь чувствует
человек только в себе, в своей личности, и потому сначала
человеку представляется, что
благо, которого он желает, есть
благо только его личности.
Важно и нужно
человеку только
благо в той жизни, которую он чувствует своею, т. е. своё
благо.
И вот, стремясь к достижению этого своего
блага,
человек замечает, что
благо это зависит от других существ.
Человек видит, что каждое из живых существ точно так же, как и он, должно быть готово, для своего маленького
блага, лишить большего
блага и даже жизни все другие существа, а в том числе и его, так рассуждающего
человека.
И, поняв это,
человек видит, что его личное
благо, в котором одном он понимает жизнь, не только не может быть легко приобретено им, но, наверное, будет отнято от него.
Чем дальше
человек живет, тем больше рассуждение это подтверждается опытом, и
человек видит, что жизнь мира, в которой он участвует, составленная из связанных между собой личностей, желающих истребить и съесть одна другую, не только не может быть для него
благом, но будет, наверное, великим злом.
Но мало того: если даже
человек и поставлен в такие выгодные условия, что он может успешно бороться с другими личностями, не боясь за свою, очень скоро и разум и опыт показывают ему, что даже те подобия
блага, которые он урывает из жизни, в виде наслаждений личности, не —
блага, а как будто только образчики
блага, данные ему только для того, чтобы он еще живее чувствовал страдания, всегда связанные с наслаждениями.
Но мало и этого: начиная испытывать ослабление сил и болезни, и глядя на болезни и старость, смерть других
людей, он замечает еще и то, что и самое его существование, в котором одном он чувствует настоящую, полную жизнь, каждым часом, каждым движением приближается к ослаблению, старости, смерти; что жизнь его, кроме того, что она подвержена тысячам случайностей уничтожения от других борющихся с ним существ и всё увеличивающимся страданиям, по самому свойству своему есть только не перестающее приближение к смерти, к тому состоянию, в котором вместе с жизнью личности наверное уничтожится всякая возможность какого бы то ни было
блага личности.
Человек видит, что он, его личность — то, в чем одном он чувствует жизнь, только и делает, что борется с тем, с чем нельзя бороться, — со всем миром; что он ищет наслаждений, которые дают только подобия
блага и всегда кончаются страданиями, и хочет удержать жизнь, которую нельзя удержать.
Человек видит, что он сам, сама его личность, — то, для чего одного он желает
блага и жизни, — не может иметь ни
блага, ни жизни.
Единственная представляющаяся сначала
человеку цель жизни есть
благо его личности, но
блага для личности не может быть; если бы и было в жизни нечто, похожее на
благо, то жизнь, в которой одной возможно
благо, жизнь личности, каждым движением, каждым дыханием неудержимо влечется к страданиям, к злу, к смерти, к уничтожению.
«Жизнь
человека, как личности, стремящейся только к своему
благу, среди бесконечного числа таких же личностей, уничтожающих друг друга и самих уничтожающихся, есть зло и бессмыслица, и жизнь истинная не может быть такою».
С древнейших времен сказал себе это
человек, и это внутреннее противоречие жизни
человека с необычайной силой и ясностью было выражено и Индийскими, и Китайскими, и Египетскими, и Греческими, и Еврейскими мудрецами, и с древнейших времен разум
человека был направлен на познание такого
блага человека, которое не уничтожалось бы борьбой существ между собою, страданиями и смертью.
В большем и большем уяснении этого несомненного, ненарушимого борьбою, страданиями и смертью
блага человека и состоит всё движение вперед человечества с тех пор, как мы знаем его жизнь.
С самых древних времен и в самых различных народах великие учителя человечества открывали
людям всё более и более ясные определения жизни, разрешающие ее внутреннее противоречие, и указывали им истинное
благо и истинную жизнь, свойственные
людям.
А так как положение в мире всех
людей одинаково, и потому одинаково для всякого
человека противоречие его стремления к своему личному
благу и сознания невозможности его, то одинаковы, по существу, и все определения истинного
блага и потому истинной жизни, открытые
людям величайшими умами человечества.
«Жизнь — это распространение того света, который для
блага людей сошел в них с неба», сказал Конфуций за 600 лет до Р. X.
«Жизнь — это то, что вдунул Бог в ноздри
человека, для того, чтобы он, исполняя его закон, получил
благо», говорит Еврейская мудрость.
«Жизнь — это подчинение разуму, дающее
благо человеку», сказали стоики.
«Жизнь — это любовь к Богу и ближнему, дающая
благо человеку», сказал Христос, включая в свое определение все предшествующие.
Таковы определения жизни, которые за тысячи лет до нас, указывая
людям вместо ложного и невозможного
блага личности действительное, неуничтожимое
благо, разрешают противоречие человеческой жизни и дают ей разумный смысл.
Нельзя не видеть и того, что определения эти, будучи теоретически верны, подтверждаются и опытом жизни, и что миллионы и миллионы
людей, признававшие и признающие такие определения жизни, на деле показывали и показывают возможность замены стремления к
благу личности другим стремлением к
благу такому, которое не нарушается страданиями и смертью.
И те и другие лжеучители, несмотря на то, что учения и тех и других основаны на одном и том же грубом непонимании основного противоречия человеческой жизни, всегда враждовали и враждуют между собой. Оба учения эти царствуют в нашем мире и, враждуя друг с другом, наполняют мир своими спорами, — этими самыми спорами скрывая от
людей те определения жизни, открывающие путь к истинному
благу людей, которые уже за тысячи лет даны человечеству.
То, что по этим суевериям жили и живут миллиарды
людей, потому что даже и в искаженном виде они дают
людям ответы на вопросы об истинном
благе жизни, то, что учения эти не только разделяются, но служат основой мышления лучших
людей всех веков, а что теории, признаваемые книжниками, разделяются только ими самими, всегда оспариваются и не живут иногда и десятков лет, и забываются так же быстро, как возникают, не смущает их нисколько.
Да и зачем изучать тех
людей, которые разрешали сознаваемое разумным
человеком противоречие его жизни и определяли истинное
благо и жизнь
людей?
Жизнь мы не можем определить в своем сознании, говорит это учение. Мы заблуждаемся, рассматривая ее в себе. То понятие о
благе, стремление к которому в нашем сознании составляет нашу жизнь, есть обманчивый призрак, и жизнь нельзя понимать в этом сознании. Чтобы понять жизнь, надо только наблюдать ее проявления, как движение вещества. Только из этих наблюдений и выведенных из них законов мы найдем и закон самой жизни, и закон жизни
человека.
Это самое и делает потворствующая грубой толпе ложная наука книжников нашего времени, рассматривая жизнь без главного определения ее, стремления к
благу, открытого только в сознании
человека. Исходя прямо из определения жизни независимо от стремления к
благу, ложная наука наблюдает цели живых существ и, находя в них цели, чуждые
человеку, навязывает их ему.
«Жизнь определять нечего: всякий ее знает, вот и всё, и давайте жить», говорят в своем заблуждении
люди, поддерживаемые ложными учениями. И не зная, что такое жизнь и ее
благо, им кажется, что они живут, как может казаться
человеку, несомому по волнам без всякого направления, что он плывет туда, куда ему надобно и хочется.
Родится ребенок в нужде или роскоши и получает воспитание фарисейское или книжническое. Для ребенка, для юноши не существует еще противоречия жизни и вопроса о ней, и потому ни объяснение фарисеев, ни объяснение книжников не нужны ему и не могут руководить его жизнью. Он учится одним примером
людей, живущих вокруг него, и пример этот, и фарисеев и книжников, одинаков: и те и другие живут только для
блага личной жизни, и тому же поучают и его.
Всё, что может сделать
человек для приобретения
блага, не в этой, но в будущей жизни, это верить в то учение, которое мы преподаем вам, — исполнять обряды, которые мы предписываем.
И сомневающийся, видя на жизни всех
людей, живущих для личного
блага, и на жизни самих фарисеев, живущих для того же, неправду этого объяснения, не углубляясь в смысл их ответа, прямо не верит им и обращается к книжникам.
Сколько бы ни уверял себя
человек, и сколько бы ни уверяли его в этом другие, что жизнь может быть
благою и разумною только за гробом, или что одна личная жизнь может быть
благою и разумною, —
человек не может верить в это.
Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была
благом и имела разумный смысл, а жизнь, не имеющая перед собой никакой другой дели, кроме загробной жизни или невозможного
блага личности, есть зло и бессмыслица.
«Вся жизнь моя есть желание себе
блага», говорит себе
человек пробудившийся, — «разум же мой говорит мне, что
блага этого для меня быть не может, и что бы я ни делал, чего бы ни достигал, всё кончится одним и тем же: страданиями и смертью, уничтожением. Я хочу
блага, я хочу жизни, я хочу разумного смысла, а во мне и во всем меня окружающем — зло, смерть, бессмыслица… Как быть? Как жить? Что делать?» И ответа нет.
Жизнь человеческая начинается только с проявления разумного сознания, — того самого, которое открывает
человеку одновременно и свою жизнь, и в настоящем и в прошедшем, и жизнь других личностей, и всё, неизбежно вытекающее из отношений этих личностей, страдания и смерть, — то самое, что производит в нем отрицание
блага личной жизни и противоречие, которое, ему кажется, останавливает его жизнь.
Такому
человеку кажется, что отрицание разумным сознанием
блага личного существования и требование другого
блага есть нечто болезненное и неестественное.
Но для
человека, как разумного существа, отрицание возможности личного
блага и жизни есть неизбежное последствие условий личной жизни и свойства разумного сознания, соединенного с нею.
Если мы вне себя видим
людей с непробудившимся сознанием, полагающих свою жизнь в
благе личности, то это не доказывает того, чтобы
человеку было несвойственно жить разумною жизнью.
Обнаружение истинной жизни состоит в том, что животная личность влечет
человека к своему
благу, разумное же сознание показывает ему невозможность личного
блага и указывает какое-то другое
благо.
Человек вглядывается в это, в отдалении указываемое ему,
благо и не в силах видеть его, сначала не верит этому
благу и возвращается назад к личному
благу; но разумное сознание, которое указывает так неопределенно свое
благо, так несомненно и убедительно показывает невозможность личного
блага, что
человек опять отказывается от личного
блага и опять вглядывается в это новое, указываемое ему
благо.
Разумное
благо не видно, но личное
благо так несомненно уничтожено, что продолжать личное существование невозможно, и в
человеке начинает устанавливаться новое отношение его животного к разумному сознанию.
Истинная жизнь
человека, проявляющаяся в отношении его разумного сознания к его животной личности, начинается только тогда, когда начинается отрицание
блага животной личности. Отрицание же
блага животной личности начинается тогда, когда пробуждается разумное сознание.
Заблуждение, что видимый нами, на нашей животной личности совершающийся, закон и есть закон нашей жизни, есть старинное заблуждение, в которое всегда впадали и впадают
люди. Заблуждение это, скрывая от
людей главный предмет их познания, подчинение животной личности разуму для достижения
блага жизни, ставит на место его изучение существования
людей, независимо от
блага жизни.
Вместо того, чтобы изучать тот закон, которому, для достижения своего
блага, должна быть подчинена животная личность
человека, и, только познав этот закон, на основании его изучать все остальные явления мира, ложное познание направляет свои усилия на изучение только
блага и существования животной личности
человека, без всякого отношения к главному предмету знания, — подчинению этой животной личности
человека закону разума, для достижения
блага истинной жизни.
Ложное познание, не имея в виду этого главного предмета знания, направляет свои силы на изучение животного существования прошедших и современных
людей и на изучение условий существования
человека вообще, как животного. Ему представляется, что из этих изучений может быть найдено и руководство для
блага жизни человеческой.
Не имея в виду главной цели знания, — изучения того разумного закона, которому для его
блага должна подчиняться личность
человека, — так называемые ученые этого разряда самой целью, которую они ставят для своего изучения, изрекают приговор о тщете своего изучения.
И потому, сколько бы ни изучали
люди того, как существовали
люди, как животные, они никогда не узнают о существовании
человека ничего такого, чего само собой не происходило бы в
людях и без этого знания; и никогда, сколько бы они ни изучали животного существования
человека, не узнают они того закона, которому для
блага его жизни должно быть подчинено это животное существование
человека.
Чтобы понять жизнь
человека, т. е. тот закон, которому для
блага человека должна быть подчинена его животная личность,
люди рассматривают: или историческое существование, но не жизнь
человека, или несознаваемое
человеком, но только видимое ему подчинение и животного, и растения, и вещества разным законам, т. е. делают то же, что бы делали
люди, изучающие положение неизвестных им предметов для того, чтобы найдти ту неизвестную цель, которой им нужно следовать.
Изучение всего этого важно для
человека, показывая ему, как в отражении, то, что необходимо совершается в его жизни; но очевидно, что знание того, что уже совершается и видимо нами, как бы оно ни было полно, не может дать нам главного знания, которое нужно нам, — знания того закона, которому должна для нашего
блага быть подчинена наша животная личность.