Очевидно, что неправильно прилагаемое к чуждым ему
понятиям слово «жизнь», уклоняясь далее и далее от своего основного значения, в этом значении удалилось от своего центра до того, что жизнь предполагается уже там, где, по нашему понятию, жизни и быть не может. Утверждается подобное тому, что есть такой круг или шар, в котором центр вне его периферии.
Неточные совпадения
Ведь
слово это понятно всем не потому, что оно очень точно определено другими
словами и
понятиями, а напротив, потому, что
слово это означает основное
понятие, из которого выводятся многие, если не все другие
понятия, и поэтому для того, чтобы делать выводы из этого
понятия, мы обязаны прежде всего принимать это
понятие в его центральном, бесспорном для всех значении.
Мы ведь не говорим, что в клеточке есть что-то такое, что мы называем брызнъ, а говорим, что есть «жизнь». Мы говорим: «жизнь», потому что под этим
словом разумеем не какой-то х, а вполне определенную величину, которую мы знаем все одинаково и знаем только из самих себя, как сознание себя с своим телом единым, нераздельным с собою, и потому такое
понятие неотносимо к тем клеточкам, из которых состоит мое тело.
Какими бы исследованиями и наблюдениями ни занимался человек, для выражения своих наблюдений он обязан под каждым
словом разуметь то, что всеми одинаково бесспорно разумеется, а не какое-либо такое
понятие, которое ему нужно, но никак не сходится с основным, всем известным
понятием.
Я вижу целый ряд новых
понятий и
слов, имеющих свое условное значение в научном языке, но не имеющих ничего общего с существующими
понятиями.
Человеческий язык вытесняется всё более и более из научных исследований, и вместо
слова, средства выражения существующих предметов и
понятий, воцаряется научный воляпюк, отличающийся от настоящего воляпюка только тем, что настоящий воляпюк общими
словами называет существующие предметы и
понятия, а научный — несуществующими
словами называет несуществующие
понятия.
Единственное средство умственного общения людей есть
слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять
слова так, чтобы при каждом
слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные
понятия. Если же можно употреблять
слова как попало и под
словами разуметь, что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать всё знаками.
Я согласен, что определять законы мира из одних выводов разума без опыта и наблюдения есть путь ложный и ненаучный, т. е. не могущий дать истинного знания; но если изучать заявления мира опытом и наблюдениями, и вместе с тем руководствоваться в этих опытах и наблюдениях
понятиями не основными, общими всем, а условными, и описывать результаты этих опытов
словами, которым можно приписывать различное значение, то не будет ли еще хуже?
Только во времена своей дикости, т. е. неясности, неопределенности, некоторые науки эти пытались с своей точки зрения охватить все явления жизни и путались, сами выдумывая новые
понятия и
слова.
Для таких людей любовь даже не соответствует тому
понятию, которое мы все невольно соединяем с
словом любовь.
Неточные совпадения
Но что же может значить
слово"создавать"в
понятиях такого человека, который с юных лет закалился в должности прохвоста?
— Это
слово «народ» так неопределенно, — сказал Левин. — Писаря волостные, учителя и из мужиков один на тысячу, может быть, знают, о чем идет дело. Остальные же 80 миллионов, как Михайлыч, не только не выражают своей воли, но не имеют ни малейшего
понятия, о чем им надо бы выражать свою волю. Какое же мы имеем право говорить, что это воля народа?
— Должно быть, тот род жизни, который вы избрали, отразился на ваших
понятиях. Я настолько уважаю или презираю и то и другое… я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее… что я был далек от той интерпретации, которую вы дали моим
словам.
Слово талант, под которым они разумели прирожденную, почти физическую способность, независимую от ума и сердца, и которым они хотели назвать всё, что переживаемо было художником, особенно часто встречалось в их разговоре, так как оно им было необходимо, для того чтобы называть то, о чем они не имели никакого
понятия, но хотели говорить.
Слова эти и связанные с ними
понятия были очень хороши для умственных целей; но для жизни они ничего не давали, и Левин вдруг почувствовал себя в положении человека, который променял бы теплую шубу на кисейную одежду и который в первый раз на морозе несомненно, не рассуждениями, а всем существом своим убедился бы, что он всё равно что голый и что он неминуемо должен мучительно погибнуть.