Неточные совпадения
Таковы определения
жизни, которые за тысячи лет до нас, указывая людям вместо ложного и невозможного блага личности действительное, неуничтожимое благо, разрешают противоречие человеческой
жизни и дают ей
разумный смысл.
Можно не соглашаться с этими определениями
жизни, можно предполагать, что определения эти могут быть выражены точнее и яснее, но нельзя не видеть того, что определения эти таковы, что признание их, уничтожая противоречие
жизни и заменяя стремление к недостижимому благу личности другим стремлением — к неуничтожаемому страданиями и смертью благу, дает
жизни разумный смысл.
Одни исповедуют на словах учения тех просветителей человечества, в преданиях которых они воспитаны, но, не понимая их
разумного смысла, обращают эти учения в сверхъестественные откровения о прошедшей и будущей
жизни людей и требуют только исполнения обрядов.
Книжники же, и не подозревая в фарисейских учениях тех
разумных основ, на которых они возникли, прямо отрицают всякие учения о будущей
жизни и смело утверждают, что все эти учения не имеют никакого основания, а суть только остатки грубых обычаев невежества, и что движение вперед человечества состоит в том, чтобы не задавать себе никаких вопросов о
жизни, выходящих за пределы животного существования человека.
Да и зачем изучать тех людей, которые разрешали сознаваемое
разумным человеком противоречие его
жизни и определяли истинное благо и
жизнь людей?
Ложная наука идет дальше даже требований грубой толпы, которым она хочет найти объяснение, — она приходит к утверждению того, что с первого проблеска своего отвергает
разумное сознание человека, приходит к выводам о том, что
жизнь человека, как и всякого животного, состоит в борьбе за существование личности, рода и вида.
Везде вокруг себя с детства человек видит людей, с полною уверенностью и внешнею торжественностью исполняющих эти дела, и, не имея никакого
разумного объяснения своей
жизни, человек не только начинает делать такие же дела, но этим делам старается приписать
разумный смысл.
Но большинство других людей, не имея также
разумного объяснения
жизни, находятся совершенно в том же положении, как и он.
Сколько бы ни уверял себя человек, и сколько бы ни уверяли его в этом другие, что
жизнь может быть благою и
разумною только за гробом, или что одна личная
жизнь может быть благою и
разумною, — человек не может верить в это.
Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы
жизнь его была благом и имела
разумный смысл, а
жизнь, не имеющая перед собой никакой другой дели, кроме загробной
жизни или невозможного блага личности, есть зло и бессмыслица.
Приходит время, когда
разумное сознание перерастает ложные учения, и человек останавливается посреди
жизни и требует объяснения.
Чаще и чаще просыпаются люди к
разумному сознанию, оживают в гробах своих, — и основное противоречие человеческой
жизни, несмотря на все усилия людей скрыть его от себя, со страшной силой и ясностью становится перед большинством людей.
«Вся
жизнь моя есть желание себе блага», говорит себе человек пробудившийся, — «разум же мой говорит мне, что блага этого для меня быть не может, и что бы я ни делал, чего бы ни достигал, всё кончится одним и тем же: страданиями и смертью, уничтожением. Я хочу блага, я хочу
жизни, я хочу
разумного смысла, а во мне и во всем меня окружающем — зло, смерть, бессмыслица… Как быть? Как жить? Что делать?» И ответа нет.
И вдруг в человеке это высшее свойство его природы производит в нем такое мучительное состояние, что часто, — всё чаще и чаще в последнее время, — человек разрубает Гордиев узел своей
жизни, убивает себя, только бы избавиться от доведенного в наше время до последней степени напряжения мучительного внутреннего противоречия, производимого
разумным сознанием.
Человеку кажется, что пробудившееся в нем
разумное сознание разрывает и останавливает его
жизнь только потому, что он признает своей
жизнью то, что не было, не есть и не могло быть его
жизнью.
Пробудившееся в нем
разумное сознание, заявив такие требования, которые неудовлетворимы для
жизни животной, указывает ему ошибочность его представления о
жизни; но въевшееся в него ложное учение мешает ему признать свою ошибку: он не может отказаться от своего представления о
жизни, как животного существования, и ему кажется, что
жизнь его остановилась от пробуждения
разумного сознания.
До пробуждения
разумного сознания не было никакой
жизни, представление о прошедшей
жизни сложилось при пробуждении
разумного сознания.
Жизнь человеческая начинается только с проявления
разумного сознания, — того самого, которое открывает человеку одновременно и свою
жизнь, и в настоящем и в прошедшем, и
жизнь других личностей, и всё, неизбежно вытекающее из отношений этих личностей, страдания и смерть, — то самое, что производит в нем отрицание блага личной
жизни и противоречие, которое, ему кажется, останавливает его
жизнь.
Это-то пробудившееся в человеке
разумное сознание и останавливает как будто то подобие
жизни, которое заблудшие люди считают
жизнью: заблудшим людям кажется, что
жизнь их останавливается именно тогда, когда она пробуждается.
Только ложное учение о человеческой
жизни, как о существовании животного от рождения до смерти, в котором воспитываются и поддерживаются люди, производит то мучительное состояние раздвоения, в которое вступают люди при обнаружении в них их
разумного сознания.
Но для человека, как
разумного существа, отрицание возможности личного блага и
жизни есть неизбежное последствие условий личной
жизни и свойства
разумного сознания, соединенного с нею.
Отрицание блага и
жизни личности есть для
разумного существа такое же естественное свойство его
жизни, как для птицы летать на крыльях, а не бегать ногами.
Человек, в котором проснулось
разумное сознание, но который вместе с тем понимает свою
жизнь только как личную, находится в том же мучительном состоянии, в котором находилось бы животное, которое, признав своей
жизнью движение вещества, не признавало бы своего закона личности, а только видело бы свою
жизнь в подчинении себя законам вещества, которые совершаются и без его усилия.
Животное страдало бы и видело бы в этом состоянии мучительное противоречие и раздвоение. То же происходит и с человеком, наученным признавать низший закон своей
жизни, животную личность, законом своей
жизни. Высший закон
жизни, закон его
разумного сознания, требует от него другого; вся же окружающая
жизнь и ложные учения удерживают его в обманчивом сознании, и он чувствует противоречие и раздвоение.
Но как животному для того, чтобы перестать страдать, нужно признавать своим законом не низший закон вещества, а закон своей личности и, исполняя его, пользоваться законами вещества для удовлетворения целей своей личности, так точно и человеку стоит признать свою
жизнь не в низшем законе личности, а в высшем законе, включающем первый закон, — в законе, открытом ему в его
разумном сознании, — и уничтожится противоречие, и личность будет свободно подчиняться
разумному сознанию и будет служить ему.
Обнаружение истинной
жизни состоит в том, что животная личность влечет человека к своему благу,
разумное же сознание показывает ему невозможность личного блага и указывает какое-то другое благо.
Разумное сознание, незаметно выростая в его личности, доростает до того, что
жизнь в личности становится невозможною.
Различие для нас рождения
разумного сознания от видимого нами плотского зарождения в том, что, тогда как в плотском рождении мы видим во времени и пространстве, из чего и как и когда и что рождается из зародыша, знаем, что зерно есть плод, что из зерна при известных условиях выйдет растение, что на нем будет цвет и потом плод такой же, как зерно (в глазах наших совершается весь круговорот
жизни), — рост
разумного сознания мы не видим во времени, не видим круговорота его.
Не видим же мы роста
разумного сознания и круговорота его потому, что мы сами совершаем его: наша
жизнь есть не что иное, как это рождение того невидимого нам существа, которое рождается в нас, и потому-то мы никак не можем видеть его.
Если же человек увидал, что другие личности — такие же, как и он, что страдания угрожают ему, что существование его есть медленная смерть: если его
разумное сознание стало разлагать существование его личности, он уже не может ставить свою
жизнь в этой разлагающейся личности, а неизбежно должен полагать ее в той новой
жизни, которая открывается ему. И опять нет противоречия, как нет противоречия в зерне, пустившем уже росток и потому разлагающемся.
Истинная
жизнь человека, проявляющаяся в отношении его
разумного сознания к его животной личности, начинается только тогда, когда начинается отрицание блага животной личности. Отрицание же блага животной личности начинается тогда, когда пробуждается
разумное сознание.
Обычное заблуждение о
жизни состоит в том, что подчинение нашего животного тела своему закону, совершаемое не нами, но только видимое нами, принимается за
жизнь человеческую, тогда как этот закон нашего животного тела, с которым связано наше
разумное сознание, исполняется в нашем животном теле так же бессознательно для нас, как он исполняется в дереве, в кристалле, в небесном теле.
Если же для человека возможно знание того
разумного закона, которому должна быть подчинена его
жизнь, то очевидно, что познание этого закона разума он нигде не может почерпнуть, кроме как там, где он и открыт ему: в своем
разумном сознании.
При предположении же о том, что
жизнь человека есть только его животное существование, и что благо, указываемое
разумным сознанием, невозможно, и что закон разума есть только призрак, такое изучение делается не только праздным, но и губительным, закрывая от человека его единственный предмет познания и поддерживая его в том заблуждении, что, исследуя отражение предмета, он может познать и предмет.
Законы организмов кажутся нам проще закона нашей
жизни тоже от своего удаления от нас. Но и в них мы только наблюдаем законы, а не знаем их, как мы знаем закон нашего
разумного сознания, который должен быть нами исполняем.
Временные и пространственные условия, в которых находится животная личность человека, не могут влиять на
жизнь истинную, состоящую в подчинении животной личности
разумному сознанию.
Только человеку, понимающему свою
жизнь в животном существовании, определяемом пространством и временем, кажется, что
разумное сознание проявлялось временами в животном существовании.
Если ему кажется, что были промежутки
разумного сознания, то только потому, что
жизнь разумного сознания он не признает
жизнью.
Понимая свою
жизнь только как животное существование, определяемое пространственными и временными условиями, человек и пробуждение и деятельность
разумного сознания хочет измерять тою же меркой: он спрашивает себя — когда, сколько времени, в каких условиях я находился в обладании
разумным сознанием?
Для человека же, понимающего свою
жизнь в том, в чем она и есть, — в деятельности
разумного сознания, не может быть этих промежутков.
Если бы человек стремился только к благу своей личности, любил только себя, свою личность, то он не знал бы, что другие существа любят также себя, как не знают этого животныя; но если человек знает, что он личность, стремящаяся к тому же, к чему стремятся и все окружающие его личности, он не может уж стремиться к тому благу, которое видно, как зло, его
разумному сознанию, и
жизнь его не может уже быть в стремлении к благу личности.
Но
разумное сознание всегда показывает человеку, что удовлетворение требований его животной личности не может быть его благом, а потому и его
жизнью, и неудержимо влечет его к тому благу и потому к той
жизни, которая свойственна ему и не умещается в его животной личности.
Обыкновенно думают и говорят, что отречение от блага личности есть подвиг, достоинство человека. Отречение от блага личности — не достоинство, не подвиг, а неизбежное условие
жизни человека. В то же время, как человек сознает себя личностью, отделенной от всего мира, он познает и другие личности отделенными от всего мира, и их связь между собою, и призрачность блага своей личности, и одну действительность блага только такого, которое могло бы удовлетворять его
разумное сознание.
Для животного, не имеющего
разумного сознания, показывающего ему бедственность и конечность его существования, благо личности и вытекающее из него продолжение рода личности есть высшая цель
жизни. Для человека же личность есть только та ступень существования, с которой открывается ему истинное благо его
жизни, не совпадающее с благом его личности.
В чем бы ни состояло истинное благо человека, для него неизбежно отречение его от блага животной личности. Отречение от блага животной личности есть закон
жизни человеческой. Если он не совершается свободно, выражаясь в подчинении
разумному сознанию, то он совершается в каждом человеке насильно при плотской смерти его животного, когда он от тяжести страданий желает одного: избавиться от мучительного сознания погибающей личности и перейти в другой вид существования.
«Должно вам родиться снова», сказал Христос. Не то чтобы человеку кто-нибудь велел родиться, но человек неизбежно приведен к этому. Чтобы иметь
жизнь, ему нужно вновь родиться в этом существовании —
разумным сознанием.
Человеку дано
разумное сознание с тем, чтобы он положил
жизнь в том благе, которое открывается ему его
разумным сознанием. Тот, кто в этом благе положил
жизнь, тот имеет
жизнь; тот же, кто не полагает в нем
жизни, а полагает ее в благе животной личности, тот этим самым лишает себя
жизни. В этом состоит определение
жизни, данное Христом.
Да,
разумное сознание несомненно, неопровержимо говорит человеку, что при том устройстве мира, которое он видит из своей личности, ему, его личности, блага быть не может.
Жизнь его есть желание блага себе, именно себе, и он видит, что благо это невозможно. Но странное дело: несмотря на то, что он видит несомненно, что благо это невозможно ему, он всё-таки живет одним желанием этого невозможного блага, — блага только себе.
— Ничего этого не знаю, отвечает
разумное сознание, — знаю, что такова
жизнь человека — и другой нет и быть не может.
— Ничего не знаю этого, — говорит
разумное сознание, знаю только то, что моя
жизнь и
жизнь мира, представлявшиеся мне прежде злой бессмыслицей, представляются мне теперь одним
разумным целым, живущим и стремящимся к одному и тому же благу, чрез подчинение одному и тому же закону разума, который я знаю в себе.