Таковы определения жизни, которые за тысячи лет до нас,
указывая людям вместо ложного и невозможного блага личности действительное, неуничтожимое благо, разрешают противоречие человеческой жизни и дают ей разумный смысл.
Учение, которое всегда и называлось учением о благе, учение истины,
указало людям, что вместо того обманчивого блага, которого они ищут для животной личности, они не то, что могут получить когда-то, где-то, но всегда имеют сейчас, здесь, неотъемлемое от них, действительное благо, всегда доступное им.
Неточные совпадения
С самых древних времен и в самых различных народах великие учителя человечества открывали
людям всё более и более ясные определения жизни, разрешающие ее внутреннее противоречие, и
указывали им истинное благо и истинную жизнь, свойственные
людям.
Обнаружение истинной жизни состоит в том, что животная личность влечет
человека к своему благу, разумное же сознание показывает ему невозможность личного блага и
указывает какое-то другое благо.
Человек вглядывается в это, в отдалении указываемое ему, благо и не в силах видеть его, сначала не верит этому благу и возвращается назад к личному благу; но разумное сознание, которое
указывает так неопределенно свое благо, так несомненно и убедительно показывает невозможность личного блага, что
человек опять отказывается от личного блага и опять вглядывается в это новое, указываемое ему благо.
Ведь это как раз наоборот. Прежде всего и несомненнее всего всякий
человек может знать и знает то благо, к которому он стремится; потом так же несомненно он знает тот разум, который
указывает ему это благо, потом уже он знает свое животное, подчиненное этому разуму, и потом уже видит, но не знает, все другие явления, представляющиеся ему в пространстве и времени.
Но мало и этого: еще сильнее и убедительнее, чем разум и история, это самое, совсем из другого как будто источника, показывает
человеку стремление его сердца, влекущее его, как к непосредственному благу, к той самой деятельности, которую
указывает ему его разум и которая в сердце его выражается любовью.
Жить для целей личности разумному существу нельзя. Нельзя потому, что все пути заказаны ему; все цели, к которым влечется животная личность
человека, — все явно недостижимы. Разумное сознание
указывает другие цели, и цели эти не только достижимы, но дают полное удовлетворение разумному сознанию
человека; сначала однако, под влиянием ложного учения мира,
человеку представляется, что цели эти противоположны его личности.
И вот, как ключ, сделанный только к этому замку,
человек в душе своей находит чувство, которое дает ему то самое благо, на которое, как на единственно возможное,
указывает ему разум. И чувство это не только разрешает прежнее противоречие жизни, но как бы в этом противоречии и находит возможность своего проявления.
Покуривая, он снова стал читать план и нашел, что — нет, нельзя давать слишком много улик против Безбедова, но необходимо, чтоб он знал какие-то Маринины тайны, этим знанием и будет оправдано убийство Безбедова как свидетеля, способного
указать людей, которым Марина мешала жить.
Случается и то, что он исполнится презрения к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием
указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом…
Если оказывалась книга в богатом переплете лежащею на диване, на стуле, — Надежда Васильевна ставила ее на полку; если западал слишком вольный луч солнца и играл на хрустале, на зеркале, на серебре, — Анна Васильевна находила, что глазам больно, молча
указывала человеку пальцем на портьеру, и тяжелая, негнущаяся шелковая завеса мерно падала с петли и закрывала свет.
— Она верно идет! — говорил он. — Вот она привела вас ко мне с открытой душой. Нас, которые всю жизнь работают, она соединяет понемногу; будет время — соединит всех! Несправедливо, тяжело построена она для нас, но сама же и открывает нам глаза на свой горький смысл, сама
указывает человеку, как ускорить ее ход.
Она была уверена, что и призвание ее не в том, чтобы рожать и воспитывать детей, — она даже с гадливостью и презрением смотрела на такое призвание, — а в том, чтобы разрушить существующий строй, сковывающий лучшие силы народа, и
указать людям тот новый путь жизни, который ей указывался европейскими новейшими писателями.
Неточные совпадения
Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и
указал ему в ней два места: в одном, как великие
люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
— Опасность в скачках военных, кавалерийских, есть необходимое условие скачек. Если Англия может
указать в военной истории на самые блестящие кавалерийские дела, то только благодаря тому, что она исторически развивала в себе эту силу и животных и
людей. Спорт, по моему мнению, имеет большое значение, и, как всегда, мы видим только самое поверхностное.
— Нешто вышел в сени, а то всё тут ходил. Этот самый, — сказал сторож,
указывая на сильно сложенного широкоплечего
человека с курчавою бородой, который, не снимая бараньей шапки, быстро и легко взбегал наверх по стертым ступенькам каменной лестницы. Один из сходивших вниз с портфелем худощавый чиновник, приостановившись, неодобрительно посмотрел на ноги бегущего и потом вопросительно взглянул на Облонского.
— Вы не находите, что в Тушкевиче есть что-то Louis XV? — сказал он,
указывая глазами на красивого белокурого молодого
человека, стоявшего у стола.
Самолюбие его было польщено тем, что такой ученый
человек так охотно, с таким вниманием и доверием к знанию предмета Левиным, иногда одним намеком
указывая на целую сторону дела, высказывал ему свои мысли.