Неточные совпадения
4) Всемирное, невидимое начало это, дающее
жизнь всему живому, сознаваемое нами в самих себе и признаваемое в подобных нам существах — людях, мы называем
душою, само же в себе всемирное невидимое начало это, дающее
жизнь всему живому, мы называем богом.
5)
Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с
душами других людей любовью, с богом — сознанием своей божественности. В этом всё большем и большем соединении с
душами других людей — любовью и с богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой
жизни.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его
души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою
жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
30) Для человека, понимающего свою
жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей
души со всем живым любовью и сознанием своей божественности — с богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его
душою после смерти тела.
Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О том же, как будет сознавать себя
душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
Не нужно же знать человеку того, что будет с его
душою, потому, что если он понимает
жизнь свою, как она и должна быть понимаема, как непрестанное всё большее и большее соединение своей
души с
душами других существ и богом, то
жизнь его не может быть ничем иным, как только тем самым, к чему он стремится, т. е. ничем не нарушимым благом.
В истинной вере важно не то, чтобы хорошо рассуждать о боге, о
душе, о том, что было и что будет, а важно одно: твердо знать, что в этой
жизни должно и чего не должно делать.
То же и с учениями о вере. Ложные учителя привлекают людей к доброй
жизни тем, что пугают наказаниями и заманивают наградой на том свете, где никто не был. Истинные же учителя учат только тому, что начало
жизни, любовь, само живет в
душах людей и что хорошо тому, кто соединился с ним.
Неосязаемое, невидимое, бестелесное, дающее
жизнь всему существующему, само в себе мы называем богом. То же неосязаемое, невидимое, бестелесное начало, отделенное телом от всего остального и сознаваемое нами собою, мы называем
душою.
Говорить, что то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя
душа, и моя любовь, всё только от тела, говорить так, всё равно, что говорить, что то, что мы называем нашим телом, есть только та пища, которой питается тело. Правда, что тело мое это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело мое не пища. Пища это то, что нужно для
жизни тела, но не тело.
Начало
жизни не в теле, а в
душе.
Прежде всего пробуждается в человеке сознание своей отделенности от всего остального вещества, то есть своего тела. Потом сознание того, что отделено, то есть своей
души, и потом сознание того, от чего отделена эта духовная основа
жизни — сознание всего — бога.
Тело — это пища
души, это леса, посредством которых строится истинная
жизнь.
Душа и тело — вот что человек считает своим, о чем беспрестанно печется. Но надо знать, что настоящее «ты» — это не твое тело, а твоя
душа. Помни это, вознеси
душу свою выше плоти, соблюдай ее от всякой житейской грязи, не давай плоти подавлять ее, — тогда хорошо проживешь
жизнь.
Говорят, что не надо любить себя. Но без любви к себе не было бы
жизни. Дело только в том, чтó любить в себе: свою
душу или свое тело.
Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, и
жизнь твоя будет адом. Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в
душе твоей.
Живи человек одной телесной
жизнью, он и вся
жизнь его есть
жизнь человека, приговоренного к смерти. Живи же человек для
души, то то, в чем он полагает свое благо, с каждым днем его
жизни всё увеличивается и увеличивается, и смерть не страшна ему.
Для того, чтобы жить доброй
жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твое тело, а твоя
душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
Мало сказать, что в каждом человеке такая же
душа, как и во мне: в каждом человеке живет то же самое, что живет во мне. Все люди отделены друг от друга своими телами, но все соединены тем одним духовным началом, которое дает
жизнь всему.
Кроме всего телесного в себе и во всем мире, мы знаем еще нечто бестелесное, дающее
жизнь нашему телу и связанное с ним. Это нечто бестелесное, связанное с нашим телом, мы называем
душою. Это же бестелесное, ни с чем не связанное и дающее
жизнь всему, что есть, мы называем богом.
Если человек живет только телесной
жизнью, он всё равно, что запирает сам себя в тюрьму. Только
жизнь для
души отворяет дверь тюрьмы и выводит человека в радостную и свободную
жизнь, общую со всеми.
Тело хочет блага только себе, хотя бы во вред
душе;
душа же хочет блага себе, хотя бы во вред телу. Борьба эта кончается только тогда, когда человек поймет, что
жизнь его не в теле, а в
душе, и что тело — это только то, над чем должна работать его
душа.
А знать это и необходимо и легко: смысл
жизни в одном — в том, чтобы всё больше и больше освобождать
душу от тела и соединять ее с другими существами и началом всего — богом.
Хорошо бы было, если бы это заблуждение оставалось только заблуждением ума; но дело в том, что удовлетворение похотей тела загрязняет
душу, так что человек, загрязнивший похотливой
жизнью свою
душу, уже теряет способность находить свое благо в любви.
Одни люди полагают
жизнь в чревоугодии, другие — в половой похоти, третьи — во власти, четвертые — в славе людской, и на всё это тратят свои силы, а нужно всегда и всем людям только одно: растить
душу. Только одно это дает людям то истинное благо, такое благо, какого никто отнять не может.
Дело нашей
жизни на этом свете двойное. Одно — возрастить в себе свою
душу, и другое — устанавливать царство божие на земле. Делаем мы и то и другое одним и тем же: тем, что освобождаем в себе тот божественный свет, который заложен нам в
душу.
Не поднимай руки против брата твоего и не проливай крови никаких других существ, населяющих землю, — ни людей, ни домашних животных, ни зверей, ни птицы; в глубине твоей
души вещий голос тебе запрещает ее проливать, ибо кровь — это
жизнь, а
жизнь ты не можешь вернуть.
Ни вино, ни опиум, ни табак не нужны для
жизни людей. Все знают, что и вино, и опиум, и табак вредны и телу и
душе. А между тем, чтобы производить эти яды, тратятся труды миллионов людей. Зачем же делают это люди? Делают это люди оттого, что, впав в грех служения телу и видя, что тело никогда не может быть удовлетворено, они придумали такие вещества, как вино, опиум, табак, которые одуряют их настолько, что они забывают про то, что у них нет того, чего они желают.
Страдать можно только телом; дух не знает страданий. Чем слабее духовная
жизнь, тем сильнее страдания. И потому, если не хочешь страдать, живи больше
душою, а меньше телом.
Какая страшная ошибка думать, что
души людей могут жить высокой духовной
жизнью в то время, как тела их остаются в праздности и роскоши! Тело всегда первый ученик
души.
Ручной труд, и особенно земледельческий, полезен не только для тела, но и для
души. Людям, не работающим руками, бывает трудно здраво понимать вещи. Такие люди не переставая думают, говорят, слушают или читают. Уму нет отдыха, и ум раздражается и путается. Земледельческий же труд полезен человеку тем, что труд, кроме того отдыха, который он дает ему, труд этот помогает человеку просто, ясно и разумно понимать положение человека в
жизни.
Человек считает себя лучше других людей только тогда, когда он живет телесной
жизнью. Тело одно может быть сильнее, больше, лучше другого, но если человек живет духовной
жизнью, то ему нельзя считать себя лучше других, потому что
душа одна и та же у всех.
Главное дело
жизни в улучшении своей
души. Гордый же человек считает себя всегда вполне хорошим. От этого-то гордость особенно вредна. Она мешает человеку в главном деле
жизни людей, в том, чтобы становиться лучше.
Жизнь для
души тем отличается от
жизни мирской, что тот, кто живет для
души, не может быть доволен собой, что бы он ни сделал хорошего; он считает, что сделал только то, что нужно, и то далеко не всё, и потому может только укорять себя, а никак не гордиться, не быть довольным собою.
Исполняя свое внутреннее назначение, живя для
души, человек невольно и самым действительным образом служит улучшению общественной
жизни.
Делай свое дело
жизни, совершенствуя и улучшая свою
душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей
жизни.
Всякий мирской человек, читая евангелие, в глубине
души знает, что по этому учению нельзя ни под каким предлогом: ни ради возмездия, ни ради защиты, ни ради спасения другого, делать зло ближнему, и что поэтому, если он желает оставаться христианином, ему надо одно из двух: или переменить всю свою
жизнь, которая держится на насилии, то есть на делании зла ближнему, или скрыть как-нибудь от самого себя то, чего требует учение Христа.
Как есть суеверия ложных богов, пророчеств, обрядовых средств угождения богу и спасения своей
души, так есть общее суеверие людей о том, что одни люди могут посредством насилия заставить других людей жить доброй
жизнью.
Действительное наказание за каждое дурное дело — это то, которое совершается в
душе самого преступника и состоит в уменьшении его способности пользоваться благами
жизни.
В том, чтобы делать то, что делаешь, не для своего тела, не для своей
души, а только для того, чтобы получить одобрение людей, — в этом одна из главных причин дурной
жизни людей.
В первое время своей
жизни, в детстве, человек живет больше для тела: есть, пить, играть, веселиться. Это первая ступень. Что больше подрастает человек, то всё больше и больше начинает заботиться о суждении людей, среди которых живет, и ради этого суждения забывает о требованиях тела: об еде, питье, играх, увеселениях. Это вторая ступень. Третья ступень, и последняя, это та, когда человек подчиняется больше всего требованиям
души и для
души пренебрегает и телесными удовольствиями и славой людской.
Пора человеку узнать себе цену. Что же, в самом деле, он какое-нибудь незаконно рожденное существо? Пора ему перестать робко озираться по сторонам — угодил ли или не угодил он людям? Нет, пусть голова моя твердо и прямо держится на плечах.
Жизнь дана мне не на показ, а для того, чтобы я жил ею. Я сознаю свою обязанность жить для своей
души. И заботиться хочу и буду не о мнении обо мне людей, а о своей
жизни, о том, исполняю я или не исполняю я свое назначение перед тем, кто послал меня в
жизнь.
Надо приучать себя жить так, чтобы не думать о людском мнении, чтобы не желать даже любви людской, а жить только для исполнения закона своей
жизни, воли бога. При такой одинокой, с одним богом
жизни, правда, нет уж побуждений к добрым поступкам ради славы людской, но зато устанавливается в
душе такая свобода, такое спокойствие, такое постоянство и такое твердое сознание верности пути, которых никогда не узнает тот, кто живет для славы людской.
Прежде чем облечься в величие, прежде чем выйти в свет, нужно двигаться во мраке, терпеть гонения, отдать тело, чтобы спасти
душу; надо умереть, чтобы возродиться в
жизнь более могучую, более совершенную.
Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его
душу. Чтобы раскрыть для самого себя свою
душу, человеку нужно делать усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное дело
жизни человека.
Нам кажется, что настоящая работа только над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, а работа над своей
душой, над чем-то невидимым — дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать, а между тем всякая другая работа, — кроме работы над своей
душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем духовнее и любовнее, — всякая другая работа пустяки. Только одна эта работа настоящая, и все остальные работы полезны только тогда, когда делается эта главная работа
жизни.
Исправлять
жизнь надо и можно не внешней переменой, а в самом себе и в своей
душе.
Только когда
душа твоя так изменится, что ты не будешь в состоянии продолжать прежнюю
жизнь, только тогда переменяй
жизнь, а не тогда, когда тебе будет думаться, что тебе легче будет исправлять себя, если ты переменишь
жизнь.
Есть только одно для всех людей важное дело в
жизни. Дело это в том, чтобы улучшать свою
душу. Одно это дело предназначено всем людям. Всё остальное пустяки в сравнении с этим делом. То, что это так, видно из того, что в этом одном деле человеку не бывает помехи и что от этого одного дела человеку всегда бывает радостно.
Жизнь сейчас, в настоящем, это то состояние, в котором живет в нас бог. И потому настоящее мгновение в
жизни дороже всего. Все силы
души употребляй на то, чтобы не даром прошло это мгновение и чтобы не скрыть от себя того бога, который мог проявиться в тебе.
Люди говорят: «Нельзя жить, если мы не знаем того, что нас ожидает. Надо готовиться к тому, что будет». Это неправда. Настоящая хорошая
жизнь бывает именно тогда, когда не думаешь о том, что будет с моим телом, а только о том, что мне для своей
души нужно сейчас. А для
души нужно только одно: делать то, что соединяет мою
душу со всеми людьми и с богом.