Неточные совпадения
1) Для того, чтобы
человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо
понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые
люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому
человеку его разум и совесть. Учение это такое...
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в
человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется
человеку злом, есть только указание того, что
человек ложно
понимает свою жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
Не нужно же знать
человеку того, что будет с его душою, потому, что если он
понимает жизнь свою, как она и должна быть понимаема, как непрестанное всё большее и большее соединение своей души с душами других существ и богом, то жизнь его не может быть ничем иным, как только тем самым, к чему он стремится, т. е. ничем не нарушимым благом.
Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо
понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые и доброй жизни
люди всех народов. Учения этих мудрых
людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех
людей учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать ее, и есть настоящая вера.
Жизнь
людей бывает хорошая или плохая только оттого, как они
понимают истинный закон жизни. Чем яснее
понимают люди истинный закон жизни, тем лучше их жизнь, и чем запутаннее
понимают они этот закон, тем жизнь их хуже.
Самый закон жизни не может изменяться, но
люди могут всё яснее и яснее и
понимать его, и научаться тому, как в жизни исполнять его.
Миру во все стороны нет конца и не может быть: как бы ни было что-нибудь далеко, за самым далеким есть еще более далекое. То же и во времени: нет миру ни начала, ни конца. За тем, что было тысячи лет назад, были еще тысячи и тысячи лет без конца. И потому ясно, что
человеку никак нельзя
понять, что такое вещественный мир теперь и что такое он был и что будет.
Что же может
понять человек? А одно то, для чего не нужно ни места, ни времени, — свою душу.
Христос научает
человека тому, что в нем есть то, что поднимает его выше этой жизни с ее суетой, страхами и похотями.
Человек, познавший учение Христа, испытывает то, что испытала бы птица, если бы она не знала того, что у нее есть крылья, и вдруг
поняла бы, что она может летать, быть свободной и ничего не бояться.
Но бывают и такие
люди, разумные и добрые, которые
понимают, что жизнь других
людей и даже животных так же сама по себе важна, как и ихняя.
Всё, что мы познаем, мы познаем или нашими пятью чувствами, то есть тем, что видим, слышим, ощупываем вещи, или тем, что переносимся в другие существа, живем их жизнью. Если бы мы познавали вещи только пятью чувствами, мир был бы нам совсем непонятен. То, что мы знаем о мире, мы знаем только потому, что мы можем посредством любви переноситься в другие существа и жить их жизнью.
Люди телами своими разделены и не могут
понимать друг друга. Любовью же они все соединены, и в этом великое благо.
Понимаем ли мы, что одно и то же божественное начало в душах всех
людей, так же, как и в нашей душе?
Не может быть и не будет свободы и блага до тех пор, пока не
поймут люди своего единства.
Если
человек хочет отличиться от других богатством, почетом, чинами, то сколько бы он ни возвеличивался, ему никогда не будет довольно, и он никогда не будет спокоен и радостен. Если же он
поймет, что в нем живет то божественное начало, которое живет во всех
людях, то он тотчас же станет и спокоен и радостен, в каком бы он ни был положении, потому что будет
понимать, что в нем есть то, что выше всего на свете.
Чем больше живут
люди, тем всё больше и больше
понимают они то, что жизнь их только тогда истинная и счастливая, когда они признают свое единство в одном и том же духе, живущем во всех.
Всякий
человек, думая о том, что он такое, не может не видеть того, что он не всё, а особенная, отдельная часть чего-то.И,
поняв это,
человек обыкновенно думает, что это что-то, от чего он отделен, есть тот мир вещественный, который он видит, та земля, на которой он живет и жили его предки, то небо, те звезды, то солнце, какие он видит.
Если
человек поглубже подумает об этом и узнает, что думали об этом же мудрые
люди мира, он
поймет, что вещественный мир, который никогда не начался и никогда не кончится и которому нет и не может быть предела во все стороны, не есть что-либо действительное, а есть только наша мечта, и что поэтому-то что-то, от чего мы чувствуем себя отделенными, есть нечто, не имеющее ни начала, ни конца ни по времени, ни по месту, а есть нечто невещественное, духовное.
Если и разно иногда говорят
люди о том, что такое бог, то зато уже все те, кто точно верят в бога, всегда одинаково
понимают то, чего бог хочет от них.
Люди разно говорят про бога, но чувствуют и
понимают его все одинаково.
Человеку так же нельзя не верить в бога, как нельзя не ходить на двух ногах; вера эта может у
людей меняться, может и вовсе заглохнуть, но без этой веры
человек не может
понимать самого себя.
Нельзя разумом
понять, что есть бог и что есть душа в
человеке; и также нельзя
понять того, что нет бога и что нет души в
человеке.
Но говорящие и думающие так
люди грубо ошибаются, не
понимая того, что значит любить ближнего, — не приятного и полезного нам
человека, а одинаково всякого
человека, хотя бы это был самый неприятный, враждебный нам
человек.
Если ты
понял, что главное дело в жизни — любовь, то, сойдясь с
человеком, ты будешь думать не о том, чем может быть полезен тебе этот
человек, а о том, как и чем ты можешь быть полезен ему. Делай только так, и ты во всем будешь успевать больше, чем если бы ты заботился о себе.
Оно всё в том, что все
люди живут одним и тем же духом, что все
люди одно и то же, но все разделены в этой жизни своими телами, и потому, если они
понимают, что живут одним и тем же во всех духом, то им надо соединяться друг с другом любовью. Если же
люди не
понимают этого и думают, что живут только своими отдельными телами, то враждуют друг с другом и бывают несчастливы.
Когда слепой, глухой и немой девочке, которую выучили читать и писать по-ощупи, учительница объясняла, что такое любовь, она сказала: да, я
понимаю — это то, что все
люди всегда чувствуют друг к другу.
Когда
поймешь ты, что истинное благо всегда в твоей власти, что оно в одном: в любви ко всем
людям?»
Если бы все
люди соединились в одно, то не было бы того, что мы
понимаем как свою особенную от других жизнь, потому что жизнь наша есть только всё большее и большее соединение разъединенного. В этом, всё большем и большем, соединении разъединенного — и истинная жизнь и одно истинное благо жизни
людей.
Пока у
человека нет разума, он живет как животное, и хорошо ли, дурно ли ему, он не виноват в этом. Но приходит время, когда
человек может рассудить, что ему должно и чего не должно делать. И вот тут-то
человек часто, вместо того чтобы
понять, что разум ему дан для того, чтобы познавать то, что должно, и то, чего не должно делать, употребляет свой разум на то, чтобы оправдать то дурное, что ему приятно и что он привык делать.
Когда
человек сделал грех и
понял, что он согрешил, ему две дороги: одна та, чтобы признать грех и думать о том, как бы не повторять его, другая та, чтобы, не веря своей совести, справиться о том, как
люди смотрят на тот грех, который он сделал, и если
люди не осуждают, продолжать грешить, не сознавая своих грехов.
Казалось бы, ученым, богатым
людям, тем, кто называет себя просвещенными, надо бы
понимать, что в обжорстве, в пьянстве, в нарядах нет ничего хорошего; а именно эти-то
люди и придумывают сладкие кушанья, пьяные напитки и всякие наряды и, кроме того, что этим сами себя портят, развращают своим примером и рабочих
людей.
Христианское учение не дает одинаких правил для всех; оно во всем только указывает то совершенство, к которому надо приближаться; то же и в половом вопросе: совершенство — это полное целомудрие.
Люди же, не
понимая христианского духа, хотят общего для всех правила. Вот для таких
людей и выдуман церковный брак. Церковный брак вовсе не христианское учреждение, потому что, разрешая в известных условиях половое общение, оно отступает от христианского требования: стремления к всё большему и большему целомудрию.
Очень полезно бывает
людям богатым хоть на короткое время выйти из своей роскошной жизни и прожить хоть немного времени так же, как живут рабочие, своими руками делая для себя всё, что у богатых
людей делают наемные рабочие. Только сделай это богатый
человек, и он увидит тот великий грех, который он делал прежде. Только поживи так, — он
поймет всю неправду жизни
людей богатых.
При этом возделывании и при той любви, которая нужна при этом к животным и растениям, лучше всего
понимает человек свою жизнь и проживает ее.
Ручной труд, и особенно земледельческий, полезен не только для тела, но и для души.
Людям, не работающим руками, бывает трудно здраво
понимать вещи. Такие
люди не переставая думают, говорят, слушают или читают. Уму нет отдыха, и ум раздражается и путается. Земледельческий же труд полезен
человеку тем, что труд, кроме того отдыха, который он дает ему, труд этот помогает
человеку просто, ясно и разумно
понимать положение
человека в жизни.
Только это унижение и превращение
человека в машину заставляет рабочих безумно, разрушительно и тщетно бороться за свободу, сущности которой они сами не
понимают.
Придет время, и скоро, когда
люди перестанут верить в то, что богатство дает счастье, и
поймут, наконец, ту простую правду, что, наживая и удерживая богатство, они не улучшают, а ухудшают не только чужую, но и свою жизнь.
Люди в тысячу раз больше хлопочут о том, чтобы прибавить себе богатства, нежели о том, чтобы прибавить себе разума. А кажется, всякий может
понимать, что для счастья
человека гораздо важнее то, что есть в нем, чем то, что есть у него.
То же бывает и с
людьми, когда они слепнут для духовной жизни. Им кажется, что всё, что с ними случается, делается им назло, и они сердятся на
людей, а не
понимают того, что им, как той дурочке, нехорошо не от других
людей, а оттого, что они слепы для духовной жизни и живут для тела.
Но если я сам твердо знаю, в чем добро и зло,
понимаю, что зло для меня только то дурное дело, если я сам его сделаю, — если я знаю это, то никакой злой
человек не может повредить мне.
— А что такое вор и мошенник? Ведь это
человек заблудший. А такого
человека жалеть надо, а не сердиться на него. Если ты можешь, то убеди его в том, что для него самого нехорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не
понимает этого, то не удивительно, что он дурно живет.
Если рассердился на
человека за то, что он сделал то, что ты считаешь дурным, постарайся узнать, зачем
человек сделал то, что считаешь дурным. А как только
поймешь это, то сердиться на
человека уже нельзя будет, так же нельзя будет, как нельзя сердиться на то, что камень падает книзу, а не кверху.
Когда видишь
людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им: «Ведь вы не затем живете, чтобы
понять нелепость жизни, осудить ее, посердиться и умереть. Не может этого быть. Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите.
Стоит только
человеку, желающему сделать зло своему врагу, живо представить себе, что он сделал уже всё то зло, которое хотел, и что враг его страдает уже телесно или духовно: от ран, болезни, унижения, нищеты, — стоит только
человеку представить себе это и
понять, что это дело его рук, — и самый злой
человек перестанет злиться, представив себе живо страдания врага.
Пойми хорошенько и помни, что всякий
человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя.
Есть такие
люди, которые любят сердиться и сердятся и вредят
людям без всякой причины. Можно
понять, зачем скупой
человек обижает других: он хочет завладеть имуществом, чтобы самому обогатиться; он вредит
людям для своей пользы. Злой же
человек вредит другим без всякой для себя выгоды. Какое безумство!
Люди враждуют друг с другом и знают, что это нехорошо, и вот, чтобы обмануть себя, заглушить в себе совесть, придумывают оправдания своей враждебности. Одно из таких оправданий — это то, что я лучше других
людей, а они не
понимают этого, и вот от этого я не могу сходиться с ними; другое оправдание — это то, что моя семья лучше других семей; третье — что мое сословие лучше других сословий; четвертое — что мой народ лучше других народов.
Если
человек гордится внешними отличиями, то он показывает этим только то, что он не
понимает того своего внутреннего достоинства, в сравнении с которым все внешние отличия то же, что свечи при свете солнца.
Грех гордости может быть уничтожен только признанием единства духа, живущего во всех
людях.
Понявши это,
человек не может уже считать ни себя, ни своих близких, ни свой народ выше и лучше других
людей.
Можно бы было
понять то, что
люди считают себя неравными потому, что один сильнее, больше телом, чем другой, или умнее, или бойчее, или больше знает, или добрее, чем другой. Но обыкновенно не по этому разделяют
людей и считают одних
людей выше, а других ниже. Неравными считают
людей потому, что один называется князем, генералом, а другой мужиком, рабочим, один в дорогой одежде, а другой в лаптях.
Люди нашего времени
понимают уже, что неравенство
людей есть суеверие, и в душе осуждают его. Но они, те, кому оно выгодно, не решаются расстаться с ним; те же, кому оно невыгодно, не знают, как уничтожить его.