Нет такого крепкого и здорового тела, которое никогда не болело бы; нет таких богатств, которые бы не пропадали; нет такой власти, которая не кончалась бы. Всё это непрочно. Если человек
положит жизнь свою в том, чтобы быть здоровым, богатым, важным человеком, если даже он и получит то, чего добивается, он все-таки будет беспокоиться, бояться и огорчаться, потому что будет видеть, как всё то, во что он положил жизнь, уходит от него, будет видеть, что он сам понемногу стареется и приближается к смерти.
Неточные совпадения
29) Точно так же и то, что представляется человеку смертью, есть только для тех людей, которые
полагают свою
жизнь во времени. Для людей же, понимающих
жизнь в том, в чем она действительно заключается, в усилии, совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего того, что препятствует его соединению с богом и другими существами, нет и не может быть смерти.
Есть только одно средство: средство это в том, чтобы
жизнь полагать не в том, что проходит, а в том, что не погибает и не может погибнуть, в том духе, который живет в человеке.
Человек живет духом, а не телом. Если человек знает это и
жизнь свою
полагает не в теле, а в духе, то закуй его в цепи, посади на железные запоры, он все-таки свободен.
Живи человек одной телесной
жизнью, он и вся
жизнь его есть
жизнь человека, приговоренного к смерти. Живи же человек для души, то то, в чем он
полагает свое благо, с каждым днем его
жизни всё увеличивается и увеличивается, и смерть не страшна ему.
Он говорил: воспитывают людей так, что они дороже всего считают богатство, славу, и они заботятся только о том, чтобы добыть как можно больше славы, богатства, а надо воспитывать их так, чтобы они выше всего считали любовь и в
жизни своей заботились бы о том, чтобы приучить себя к любви к людям, и они все силы свои будут
полагать на то, чтобы выучиться любить.
Несмышленый ребенок плачет и кричит, пока ему не дадут того, что нужно его телу. Но как только ему дали то, что нужно его телу, он успокаивается и ничего больше не просит. Но не то со взрослыми людьми, когда они
полагают свою
жизнь не в духе, а в теле. Такие люди никогда не успокаиваются, им всегда еще чего-нибудь нужно.
Если человек
положил свою
жизнь в телесных удовольствиях и не может получить всего того, чего он желает, то он старается обмануть сам себя: поставить себя в такое положение, в котором ему казалось бы, что он имеет то, чего желает: он одуряет себя табаком, вином, опиумом.
«Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — сказано в евангелии. Если сокровищем своим человек будет считать свое тело, он и будет
полагать свои силы на то, чтобы у него для тела были вкусные кушанья, покойные помещения, красивая одежда и всякие удовольствия. А чем больше
полагает человек свои силы на тело, тем меньше у него останется их для
жизни духовной.
Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: «И еще запиши, брат Лев, овечка божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все
клады земли и мы познали бы все тайны
жизни птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, — запиши, что и это не было бы радостью совершенной».
Устройство общей
жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием, без внутреннего совершенствования, это всё равно что перекладывание без извести из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание. Как ни
клади, всё не будет толка, и здание всё будет разваливаться.
Главное же, человек, верующий в спасение людей верою в искупление или в таинства, не может уже все силы свои
полагать на исполнение в
жизни нравственного учения Христа.
«Да, это было бы так, если бы все люди разом поняли, что всё это дурно и не нужно нам», — говорят люди, рассуждая о зле
жизни людской. «
Положим, один человек отстанет от зла, откажется от участия в нем, — что же это сделает для общего дела, для
жизни людей? Изменение
жизни людской делается всем обществом, а не одиночными людьми».
Времени нет, есть только мгновение. А в нем-то, в этом мгновении, вся наша
жизнь. И потому в одно это мгновение надо
полагать все свои силы.
Благо
жизни человека в соединении любовью с богом и ближними. Препятствуют этому благу грехи. Причина грехов в том, что человек
полагает свое благо в удовлетворении похотей тела, а не в любви к богу и ближнему. И потому благо человека в избавлении от грехов. Избавление же от грехов — в усилии отречения от
жизни тела.
Если человек
полагает свою
жизнь в настоящем, то для него не может быть вопроса об его
жизни в будущем.
Ты хочешь освобождения от грехов, и
жизнь, ослабляя твое тело и его страсти, помогает тебе. От этого всегда бессознательно хочется вперед — уйти из тела, из отделенности.
Положи свою
жизнь в освобождении от грехов, — и болезни, старость, всякие телесные невзгоды, смерть будут благом.
Для того, чтобы жить и не мучиться, надо надеяться на радости впереди себя. А какая же может быть надежда радости, когда впереди только старость и смерть? Как же быть? А так: чтобы
полагать свою
жизнь не в телесных благах, а в духовных, не в том, чтобы становиться ученее, богаче, знатнее, а в том, чтобы становиться всё добрее и добрее, любовнее и любовнее, всё больше и больше освобождаться от тела, — тогда и старость и смерть станут не пугалом и мучением, а тем самым, чего желаешь.
Каждый чувствует, что он не ничто, в известный момент вызванное к
жизни кем-то другим. Отсюда его уверенность, что смерть может
положить конец его
жизни, но отнюдь не его существованию.
Тот, кто
положил свою
жизнь в освобождении своего духовного я от тела, не может быть недоволен, потому что то, чего он желает, всегда совершается.
Ничего, кроме смерти впереди, и ничего, кроме исполнения должного сейчас! Как это кажется безрадостно и страшно! А между тем
положи свою
жизнь только в этом: во всё большем и большем сейчас соединении любовью с людьми и богом, и то, что казалось страшным, сделается лучшим, ненарушимым благом.
То же самое делают в мире люди, когда, живя не для души, а для тела, губят свою
жизнь и
жизнь других людей, осуждают не себя, а друг друга или бога, если признают его, или самый мир, если не признают бога, а
полагают, что мир сам собою устроился.
Стоит только человеку
полагать свою
жизнь в соединении любовью со всем живущим и с богом, и
жизнь его тотчас же вместо муки становится благом.
Неточные совпадения
Стародум. Ты знаешь, что я одной тобой привязан к
жизни. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечении твое счастье. Пошед в отставку,
положил я основание твоему воспитанию, но не мог иначе основать твоего состояния, как разлучась с твоей матерью и с тобою.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь
положит. То-то эконом был!
Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
— Вы ничего не сказали;
положим, я ничего и не требую, — говорил он, — но вы знаете, что не дружба мне нужна, мне возможно одно счастье в
жизни, это слово, которого вы так не любите… да, любовь…
Он
полагал, что
жизнь человеческая возможна только за границей, куда он и уезжал жить при первой возможности, а вместе с тем вел в России очень сложное и усовершенствованное хозяйство и с чрезвычайным интересом следил за всем и знал всё, что делалось в России.
—
Положим, не завидует, потому что у него талант; но ему досадно, что придворный и богатый человек, еще граф (ведь они всё это ненавидят) без особенного труда делает то же, если не лучше, чем он, посвятивший на это всю
жизнь. Главное, образование, которого у него нет.