Неточные совпадения
Не дано знать этого человеку для
того, чтобы он душевные
силы свои напрягал не на заботу о положении своей отдельной души в воображаемом другом, будущем мире, а только на достижение в этом мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми существами и с богом.
Во все времена, у всех народов была вера в
то, что какая-то невидимая
сила держит мир.
Иначе для чего бы было это солнце, эти весны, зимы и для чего эти страдания, рождения, смерти, злодейства, для чего все эти отдельные существа, очевидно, не имеющие для меня смысла и вместе с
тем живущие во всю
силу, так хранящие свою жизнь, существа, в которых так крепко завинчена жизнь.
Ми-Ти учил
тому, что надо людям внушать уважение не к
силе, не к богатству, не к власти, не к храбрости, а только к любви.
Он говорил: воспитывают людей так, что они дороже всего считают богатство, славу, и они заботятся только о
том, чтобы добыть как можно больше славы, богатства, а надо воспитывать их так, чтобы они выше всего считали любовь и в жизни своей заботились бы о
том, чтобы приучить себя к любви к людям, и они все
силы свои будут полагать на
то, чтобы выучиться любить.
И придет время, и скоро придет
то самое время, про которое говорил Христос, что он томится в ожидании его, — придет
то время, когда люди будут гордиться не
тем, что они завладели
силою людьми и их трудами, и радоваться не
тому, что они внушают страх и зависть людям, а гордиться
тем, что они любят всех, и радоваться
тому, что, несмотря на все огорчения, причиняемые им людьми, они испытывают это чувство, освобождающее их от всего дурного.
Или хочешь, мы дадим тебе такую
силу, что ты будешь избавлять людей от болезней и страданий, так, чтобы
те, кого ты пожалеешь, не будут умирать прежде времени?
Одни люди полагают жизнь в чревоугодии, другие — в половой похоти, третьи — во власти, четвертые — в славе людской, и на всё это тратят свои
силы, а нужно всегда и всем людям только одно: растить душу. Только одно это дает людям
то истинное благо, такое благо, какого никто отнять не может.
Потребности тела, одного тела, легко удовлетворяются. Нужно особенное несчастье, чтобы у человека не было одежды прикрыть тело и куска хлеба, чтобы наесться. Но никакими
силами нельзя добыть всего
того, чего может пожелать человек.
То, что разумному существу, человеку, несвойственно предаваться сластолюбию, а свойственно всегда бороться с ним, всякий может на опыте узнать из
того, что чем больше человек удовлетворяет требованиям тела,
тем слабее становятся его духовные
силы. И наоборот. Великие мудрецы и святые были воздержны и целомудренны.
«Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — сказано в евангелии. Если сокровищем своим человек будет считать свое тело, он и будет полагать свои
силы на
то, чтобы у него для тела были вкусные кушанья, покойные помещения, красивая одежда и всякие удовольствия. А чем больше полагает человек свои
силы на тело,
тем меньше у него останется их для жизни духовной.
Во-первых, не думать, как теперь думают, что каждому человеку, мужчине и женщине, нужно непременно вступить в брак, а, напротив, думать, что каждому человеку — мужчине и женщине — лучше всего соблюсти чистоту для
того, чтобы ничто не мешало отдать все свои
силы на служение богу.
Несправедливо брать от людей больше
того труда, какой даешь им. Но так как никак нельзя взвесить, больше ли ты даешь людям или берешь от них, и, кроме
того, всякий час ты можешь обессилеть, заболеть, и придется брать, а не давать,
то, пока есть
силы, старайся работать на людей как можно больше, а брать от них работы как можно меньше.
Люди привыкли думать, что стряпать, шить, нянчить детей — дело женское и что делать это мужчине даже стыдно. А между
тем, напротив
того, стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в
то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через
силу стряпает, стирает, нянчит.
Сила божия уравнивает людей, отнимает у
тех, у кого много, и дает
тем, у кого мало. У богатого человека больше вещей, но меньше радости от них. У бедного меньше вещей, но больше радостей. Вода из ручья и корка хлеба во много раз вкуснее бедному, потрудившемуся работнику, чем самые дорогие кушанья и напитки богатому, праздному человеку. Богачу всё приелось и прискучило, и нет ни от чего радости. Потрудившемуся работнику и пища, и питье, и отдых всякий раз новая радость.
Хочешь всегда быть в добром духе — трудись до усталости, но не через
силу. От праздности люди бывают и недовольны и сердиты.
То же бывает и от работы через
силу.
Человеку, как всякому животному, нужно трудиться, работать руками и ногами. Человек может заставить других людей делать
то, что ему нужно, но ему все-таки нужно будет на что-нибудь тратить свои телесные
силы. Если он не будет работать нужное, разумное, он будет работать ненужное и глупое. Так это и происходит среди богатых классов.
Нехорошо и
тем и другим. Первым, не работающим, худо оттого, что они от праздности губят свои души; вторым же худо
то, что они через
силу тратят тело.
Люди жалуются на бедность и всякими средствами стараются добыть богатства, а между
тем нужда и бедность придают людям твердость и
силу, и, напротив, излишество и роскошь приводят людей к слабости и погибели.
Легко отличить от остальных
тех, которые кормятся трудом; так же легко заметны и
те, которые кормятся милостыней; только грабителей не сразу можно признать, потому что их два рода: одни — простые грабители,
те, которые или грабят,
силою отнимая у других вещи, или воруют их.
Не думай, что добродетель в храбрости и
силе: если ты можешь стать выше гнева, простить и полюбить
того, кто обидел тебя,
то ты делаешь лучшее, что можешь сделать человеку.
Правда, что ты, может быть, не в
силах не рассердиться на
того, кто оскорбил, обидел тебя. Но ты всегда можешь сдержаться от
того, чтобы ни словом, ни делом не показать своего сердца.
Говорят, всегда будут одни люди сильнее, другие слабее, одни умнее, другие глупее. Именно поэтому-то, потому, что одни люди сильнее, умнее других, говорит Лихтенберг, особенно-то и нужно равенство прав людей. Если бы, кроме неравенства ума и
силы, было еще неравенство прав,
то угнетение слабых сильными было бы еще больше.
Заблуждение о
том, что одни люди могут
силой заставлять других людей жить по своей воле, произошло не оттого, что кто-нибудь придумал этот обман, а оттого, что люди, отдаваясь своим страстям, начали насиловать людей и потом старались придумать оправдание своему насилию.
Заблуждение о возможности устройства среди людей порядков насилием
тем особенно вредно, что оно переходит из рода в род. Люди, выросшие в насильническом устройстве, уже не спрашивают себя, нужно ли, хорошо ли принуждать людей
силою, а твердо верят, что без насилия нельзя жить людям.
Когда люди говорят, что всем надо жить мирно, никого не обижать, а сами не миром, а
силою заставляют людей жить по своей воле,
то они как будто говорят: делайте
то, что мы говорим, а не
то, что мы делаем. Можно бояться таких людей, но нельзя им верить.
Жестокости всех революций — только следствие жестокостей правителей. Революционеры понятливые ученики. Никогда свежим людям не могла бы прийти дикая мысль о
том, что одни люди могут и имеют право
силою устраивать жизнь других людей, если бы все властвующие люди, все правители не обучали бы этому народы.
Если я могу
силой заставлять человека делать
то, что считаю хорошим,
то точно так же другой человек может заставлять меня
силой делать
то, что он считает хорошим, хотя бы
то, что мы, я с ним, считаем хорошим, было совсем противно одно другому.
Принуждающий нас
силой как бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Как благодетелей наших, мы любим
тех, кто умеет убедить нас. Не мудрый, а грубый, непросвещенный человек прибегает к насилию. Чтобы употребить
силу, надо многих соучастников; чтобы убедить, не надо никаких.
Тот, кто чувствует достаточно
силы в самом себе, чтобы владеть умами, не станет прибегать к насилию. Государство прибегает именно потому, что оно сознает свое бессилие убедить людей в своей необходимости.
Заставить людей
силой делать
то, что мне кажется хорошим, это самое лучшее средство внушить им отвращение к
тому, что мне кажется хорошим.
Сила есть
то орудие, посредством которого невежество заставляет своих последователей делать
те дела, к которым они по природе не склонны; и (подобно попытке заставить воду идти выше своего уровня) в
тот момент, когда орудие это перестанет действовать, прекращаются и его последствия.
Когда родители бьют своих детей,
то это с
тем, чтобы
силою заставить их вести себя хорошо.
Когда пьяный муж бьет свою жену,
то он делает это ввиду исправления ее
силою.
Когда преступник наказывается,
то это делается для
того, чтобы улучшить мир
силою.
Когда один человек судится с другим,
то это с
тем, чтобы достигнуть справедливости посредством
силы.
Когда один народ воюет с другим,
то цель его состоит в
том, чтобы приобрести желательное положение
силою.
Это не только неправда, но, напротив, все эти суды, полиция, войска больше всего другого мешают дружной и согласной жизни людей. Люди, возлагая свои надежды на все эти устройства, уж не заботятся о
том, чтобы своими
силами установить мирную жизнь между собою.
Если один человек говорит другому: сделай то-то и то-то, и если не сделаешь, я
силою заставлю тебя исполнить мое приказание,
то это значит только
то, что если ты не сделаешь точно, чего я хочу,
то в конце концов я убью тебя.
Если бы
то время и
те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами,
то то самое, чего желают достигнуть люди — наилучшее устройство жизни, — было бы очень скоро достигнуто.
Учить людей можно
тем, чтобы открывать им истину и показывать пример добра, а никак не
тем, чтобы заставлять их
силою делать
то, что нам хочется.
Воздавайте добром за зло, всем прощайте. Только тогда не будет зла на свете, когда все станут делать это. Может быть, у тебя недостанет
силы делать так. Но знай, что только этого надо желать, этого одного добиваться, потому что это одно спасет нас от
того зла, от которого мы все страдаем.
Существенной особенностью каждого правительства является
то, что оно требует от граждан
той силы, которая составляет его основу. Таким образом, в государстве все граждане являются угнетателями самих себя. Правительство требует от граждан насилия и поддержки насилию.
Каждое правительство поддерживается вооруженными людьми, готовыми осуществить
силою его волю, сословием людей, воспитывающихся для
того, чтобы убивать всех
тех, кого велит убивать начальство.
Говорят, что государственное устройство справедливо, потому что оно установлено большинством голосов. Но это, во-первых, неверно, — государственное устройство установлено не большинством голосов, а
силой. А если бы даже оно и было поддерживаемо большинством голосов,
то и это не делало бы его справедливым.
Человек, наученный церковью
тому кощунственному учению о
том, что человек не может спастись своими
силами, а что есть другое средство, неизбежно будет прибегать к этому средству, а не к своим
силам, на которые, его уверяют, грех надеяться. Учение церковное, всякое, своим искуплением и таинствами исключает Христово учение в его истинном смысле.
Вредно распространение между людьми мыслей о
том, что наша жизнь есть произведение вещественных
сил и находится в зависимости от этих
сил. Но когда такие ложные мысли называются науками и выдаются за святую мудрость человечества,
то вред, производимый таким учением, ужасен.
В утешение же
тем, кто посвящает свою жизнь и
силы благородной и трудной борьбе с заблуждениями какого бы
то ни было рода, смело можно сказать, что хотя до появления истины заблуждение и будет делать свое дело, как совы и летучие мыши — ночью, но что скорее совы и летучие мыши запугают и загонят солнце туда, откуда оно взошло, чем прежнее заблуждение вытеснит познанную и отчетливо и до конца высказанную истину и займет беспрепятственно ее свободное место.
Сила не в
том, что человек может связать узлом железную кочергу, и не в
том, что он может обладать биллионами и триллионами рублей, и не в
том, что может своими солдатами завоевать целый народ, а
сила, во много раз большая всех этих
сил, в
том, что человек может от всей души простить обидчику, что может воздержаться от желания, если знает, что желание это грешное, может во всякую минуту вспомнить про
то, что в нем живет дух божий.
Мы делаем усилие проснуться и действительно просыпаемся, когда сон становится ужасен и нет уже больше
сил переносить его.
То же надо делать и в жизни, когда она становится невыносима. В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой, высшей, духовной жизни.
Бери пример с шелковичного червя: он работает до
тех пор, пока не в
силах летать. А ты прилип к земле. Работай над своей душой, и у тебя вырастут крылья.