Учение о том, что человек никогда не может и не должен делать насилия ради того, что он считает добром, справедливо уже по одному тому, что то, чтò считается добром и злом, не одно и то же для всех людей. То, что один человек
считает злом, есть зло сомнительное (другие считают его добром); насилие же, которое он совершает во имя уничтожения этого зла — побои, увечья, лишение свободы, смерть — уже наверное зло.
На вопрос о том, как разрешить постоянные между людьми споры о том, чтò добро и чтò зло, учение Христа отвечает тем, что так как человек не может несомненно определить зло, то он и не должен стараться злом насилия побеждать то, что он
считает злом.
Неточные совпадения
Одна из самых обычных и важных ошибок, которые делают люди в своих суждениях, та, что люди
считают хорошим то, что любят. Люди любят богатство и потому, хотя, казалось бы, очевидно
зло богатства, стараются уверить себя, что оно хорошо.
Чем выше
считает себя человек, тем он легче держит
зло на людей. Чем человек смиреннее, тем он добрее и меньше сердится.
Казалось бы, как несомненно ясно, что так как все люди каждый по-своему определяют
зло, то противление предполагаемому различными людьми
злу злом может только увеличить, а не уменьшить
зло. Если то, что делает Петр, считается Иваном
злом, и он
считает себя вправе делать
зло Петру, то на таком же основании и Петр может делать
зло Ивану, и
зло от этого может только увеличиться.
Суеверие о том, что наказанием можно уничтожить
зло, тем особенно вредно, что люди, делая поэтому
зло,
считают его не только позволенным, но благодетельным.
А корень всех вопросов в том, чтò люди
считают пустой болтовней, потому что все эти вопросы, от вопроса борьбы капитала и труда до вопроса народностей и отношений церкви и государства, всё это вопросы о том, есть ли случаи, когда человек может и должен делать
зло ближнему, или случаев таких нет и не может быть для разумного человека.
Если люди живут в грехах и соблазнах, то они не могут быть спокойны. Совесть обличает их. И потому таким людям нужно одно из двух: или признать себя виноватыми перед людьми и богом, перестать грешить, или продолжать жить грешной жизнью, делать дурные дела и называть свои
злые дела добрыми. Вот для таких-то людей и придуманы учения ложных вер, по которым можно, живя дурной жизнью,
считать себя правыми.
Гораздо больше силы нужно для воздержания от
зла, чем для делания самой трудной вещи, которую мы
считаем добром.
Без чистоты души зачем поклоняться богу? Зачем говорить: я пойду в Бенарес? [Бенарес — город, который индусы
считают святым городом.] Каким образом достигнет истинного Бенареса тот, кто делал
зло?
То, что мы
считаем для себя
злом, есть большею частью не понятое еще нами добро.
Вместо того чтобы везти, когда она запряжена, норовистая лошадь изобьется, измучится, ей исхлещут бока, а она все-таки повезет. То же бывает и с человеком, если он не хочет нести горести, как испытания, а
считает их ненужным
злом и кобенится против них.
Никто не знает, что такое смерть, и, однако, все ее страшатся,
считая ее величайшим
злом, хотя она может быть и величайшим благом.
Всё, что люди
считают несчастьем,
злом, происходит оттого, что человек
считает действительно существующей свою телесную личность: Ивана, Петра, Мавру, Наталью, тогда как телесная личность есть только пределы, в которых проявилось действительно существующее вечное всё.
Вопрос о противлении или непротивлении злу насилием возник тогда, когда появилась первая борьба между людьми, так как всякая борьба есть не что иное, как противление насилием тому, что каждый из борющихся
считает злом. Но люди до Христа не видали того, что противление насилием тому, что каждый считает злом, только потому, что он считает злом то, что другой считает добром, есть только один из способов разрешения борьбы, а что другой способ состоит в том, чтобы вовсе не противиться злу насилием.
Неточные совпадения
— Простить я не могу, и не хочу, и
считаю несправедливым. Я для этой женщины сделал всё, и она затоптала всё в грязь, которая ей свойственна. Я не
злой человек, я никогда никого не ненавидел, но ее я ненавижу всеми силами души и не могу даже простить ее, потому что слишком ненавижу за всё то
зло, которое она сделала мне! — проговорил он со слезами злобы в голосе.
Всё это делалось не потому, что кто-нибудь желал
зла Левину или его хозяйству; напротив, он знал, что его любили,
считали простым барином (что есть высшая похвала); но делалось это только потому, что хотелось весело и беззаботно работать, и интересы его были им не только чужды и непонятны, но фатально противоположны их самым справедливым интересам.
Вот нас честит! // Вот первая, и нас за никого
считает! //
Зла, в девках целый век, уж бог ее простит.
Мальчики
считали, что Недоделанный учит весело, Клим находил его глупым,
злым и убеждался, что в гимназии учиться скучнее и труднее, чем у Томилина.
Злой холоп! // Окончишь ли допрос нелепый? // Повремени: дай лечь мне в гроб, // Тогда ступай себе с Мазепой // Мое наследие
считать // Окровавленными перстами, // Мои подвалы разрывать, // Рубить и жечь сады с домами. // С собой возьмите дочь мою; // Она сама вам всё расскажет, // Сама все клады вам укажет; // Но ради господа молю, // Теперь оставь меня в покое.