Неточные совпадения
Для
того, чтобы хорошо прожить жизнь,
надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни
надо и чего не
надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые и доброй жизни люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о
том, что такое жизнь человеческая и
как надо проживать ее, и есть настоящая вера.
Мы сокрушаемся о
том, что не можем уже верить в
то, во что верили наши отцы.
Надо не сокрушаться об этом, а стараться установить в себе такую веру, в
какую мы могли бы верить так же твердо,
как верили наши отцы в свою.
Люди не считают дурным есть животных оттого, что ложные учителя уверили их в
том, что бог разрешил людям есть животных. Это неправда. В
каких бы книгах ни было написано, что не грех убивать животных и есть их, в сердце каждого человека написано яснее, чем в
каких бы
то ни было книгах, что животных
надо жалеть и нельзя убивать также,
как и людей. Мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.
Нет ничего радостнее
того,
как то, когда мы знаем, что люди любят нас. Но удивительное дело: для
того, чтобы люди любили нас,
надо не угождать им, а
надо только приближаться к богу. Только приближайся к богу и не думай о людях, и люди полюбят тебя.
Говорят,
надо бояться бога. Это неправда. Бога
надо любить, а не бояться. Нельзя любить
того, кого боишься. Да, кроме
того, нельзя бояться бога оттого, что бог есть любовь.
Как же бояться любви? Не бояться бога
надо, а сознавать его в себе. А если будешь сознавать бога в себе,
то не будешь бояться ничего на свете.
Человеку, пока он живет животной жизнью, кажется, что если он отделен от других людей,
то это так и
надо и не может быть иначе. Но
как только человек начнет жить духовно, так ему становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от других людей, и он старается соединиться с ними. А соединяет людей только любовь.
Надо уважать всякого человека,
какой бы он ни был жалкий и смешной.
Надо помнить, что во всяком человеке живет
тот же дух,
какой и в нас. Даже тогда, когда человек отвратителен и душой и телом,
надо думать так: «Да, на свете должны быть и такие уроды, и
надо терпеть их». Если же мы показываем таким людям наше отвращение,
то, во-первых, мы несправедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну не на живот, а на смерть.
Какой он ни есть, он не может переделать себя. Что же ему больше делать,
как только бороться с нами,
как с смертельным врагом, если мы выказываем к нему вражду. Ведь в самом деле: мы хотим быть с ним добры, если он перестанет быть таким,
какой он есть. А этого он не может. И потому
надо быть добрым со всяким человеком, каков бы он ни был, и не требовать от него
того, чего он не может сделать: не требовать от человека
того, чтобы он перестал быть собой.
Все люди только одного хотят и об одном хлопочут: о
том, чтобы жить хорошо. И потому с самых старинных времен всегда и везде святые и мудрые люди думали и поучали людей о
том,
как им
надо жить, чтобы жизнь их была не дурная, а хорошая. И все эти мудрые и святые люди в разных местах и в разное время учили людей одному и
тому же учению.
Пчеле, чтобы жить по своему закону,
надо летать, змее ползать, рыбе плавать, а человеку любить. И потому, если человек, вместо
того чтобы любить людей, делает зло людям, он поступает так же странно,
как если бы птица стала плавать, а рыба — летать.
Он говорил: воспитывают людей так, что они дороже всего считают богатство, славу, и они заботятся только о
том, чтобы добыть
как можно больше славы, богатства, а
надо воспитывать их так, чтобы они выше всего считали любовь и в жизни своей заботились бы о
том, чтобы приучить себя к любви к людям, и они все силы свои будут полагать на
то, чтобы выучиться любить.
Вся христианская мораль в практическом ее приложении сводится к
тому, чтобы считать всех братьями, со всеми быть равным, а для
того, чтобы исполнить это,
надо прежде всего перестать заставлять других работать на себя, а при нашем устройстве мира — пользоваться
как можно менее работой, произведениями других, —
тем, что приобретается за деньги, —
как можно менее тратить денег, жить
как можно проще.
Человек,
как и всякое животное, так сотворен, что ему
надо работать для
того, чтобы не умереть от голода и холода. И работа эта,
как для всякого животного, так и для человека, не мучение, а радость, если никто не мешает этой работе.
Неужели они не понимают, что им, не переставая отнимающим у народа самую неотъемлемую собственность,
надо сгореть со стыда,
как только будет упомянуто слово воровство, а не осуждать и карать за
то дело, которое они сами не переставая совершают?
А для
того, чтобы богатому любить не словом или языком, а делом и истиной,
надо давать просящему,
как сказал Христос. А если давать просящему,
то как бы много имения ни было у человека, он скоро перестанет быть богат. А
как только перестанет быть богат, так и случится с ним
то самое, что Христос сказал богатому юноше,
то есть не будет уже
того, что мешало богатому юноше идти за ним.
Не
надо ни особенно презирать, ни особенно почитать никакого человека. Будешь презирать человека — не оценишь
того добра, которое есть в нем. Будешь слишком почитать человека, будешь слишком много требовать от него. Для
того, чтобы не ошибиться,
надо презирать, так же
как и в себе, телесное человека и уважать его
как духовное существо, в котором живет дух божий.
Говорят, что хорошему человеку нельзя не сердиться на дурных. Но если так,
то чем человек лучше против других людей,
тем сердитее ему
надо быть, а бывает напротив: хороший человек, чем он лучше,
тем он мягче и добрее ко всем людям. Бывает это оттого, что хороший человек помнит,
как часто он сам погрешал, и что если ему сердиться на дурных,
то ему прежде всего
надо сердиться на самого себя.
— А что такое вор и мошенник? Ведь это человек заблудший. А такого человека жалеть
надо, а не сердиться на него. Если ты можешь,
то убеди его в
том, что для него самого нехорошо так жить,
как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не понимает этого,
то не удивительно, что он дурно живет.
Надо привыкать к
тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же,
как бываешь недоволен собой. Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. Так же
надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить.
Человек знает, что живет дурно, но, вместо
того чтобы переменить свою жизнь к лучшему, он старается уверить себя, что он не такой человек,
как все, а выше других, и что поэтому ему
надо жить именно так,
как он живет. От этого и бывает
то, что если люди живут дурно, они бывают и горды.
Когда люди говорят, что всем
надо жить мирно, никого не обижать, а сами не миром, а силою заставляют людей жить по своей воле,
то они
как будто говорят: делайте
то, что мы говорим, а не
то, что мы делаем. Можно бояться таких людей, но нельзя им верить.
Принуждающий нас силой
как бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его.
Как благодетелей наших, мы любим
тех, кто умеет убедить нас. Не мудрый, а грубый, непросвещенный человек прибегает к насилию. Чтобы употребить силу,
надо многих соучастников; чтобы убедить, не
надо никаких.
Тот, кто чувствует достаточно силы в самом себе, чтобы владеть умами, не станет прибегать к насилию. Государство прибегает именно потому, что оно сознает свое бессилие убедить людей в своей необходимости.
Если как-нибудь иначе,
то надо сказать
как.
Всякий мирской человек, читая евангелие, в глубине души знает, что по этому учению нельзя ни под
каким предлогом: ни ради возмездия, ни ради защиты, ни ради спасения другого, делать зло ближнему, и что поэтому, если он желает оставаться христианином, ему
надо одно из двух: или переменить всю свою жизнь, которая держится на насилии,
то есть на делании зла ближнему, или скрыть как-нибудь от самого себя
то, чего требует учение Христа.
То, что делает животное,
то, что делает ребенок, дурачок и иногда человек взрослый под влиянием боли и раздражения,
то есть огрызается и хочет сделать больно
тому, кто ему сделал больно, это признается законным правом людей, называющих себя правителями. Разумный человек не может не понимать
того, что всякое зло уничтожается противным ему добром,
как огонь водой, и вдруг делает прямо противоположное
тому, что говорит ему разум. И закон, будто бы произведение мудрости людей [?], говорит ему, что так и
надо.
Когда ребенок бьет пол, о который он ударился, — это очень ненужно, но понятно,
как понятно
то, что человек прыгает, когда он больно зашибся. Понятно также, что если человека ударили,
то он первую минуту замахнется или ударит
того, кто его ударил. Но делать зло человеку обдуманно, потому что человек сделал зло когда-то прежде, и уверять себя, что это так
надо, значит совсем отказаться от разума.
Прощать — значит не
то, что сказать: прощаю, а
то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего. А для
того, чтобы сделать это,
надо помнить свои грехи, а будешь помнить,
то наверное найдешь за собою худшие дела, чем
те, за
какие ты сердишься.
Чтобы понять в учении Христа
то, что
надо платить добром за зло,
надо понять всё учение по-настоящему, а не так,
как его толкуют церкви, с урезками и прибавками. Всё же учение Христа в
том, что человек живет не для своего тела, а для души, для
того, чтобы исполнить волю бога. Воля же бога в
том, чтобы люди любили друг друга, любили всех.
Как же может человек любить всех и делать зло людям? Верующий в учение Христа, что бы с ним ни делали, не может делать
того, что противно любви, не может делать зла людям.
Надо заниматься серьезными, стоящими внимания и забот людей вопросами, а не мечтами о таком устройстве мира, в котором люди подставляли бы другую щеку, когда их бьют по одной, отдавали бы кафтан, когда с них снимают рубаху, и жили бы,
как птицы небесные, — всё это пустая болтовня», — говорят люди, не замечая
того, что корень всех
каких бы
то ни было вопросов именно в
том самом, чтò они называют пустой болтовней.
Я должен поступать так,
как я думаю, а не так,
как думают люди. Правило это одинаково необходимо
как в повседневной, так и в умственной жизни. Правило это трудно, потому что всегда встретишь таких людей, которые думают, что они знают твои обязанности лучше, чем ты сам. В мире легко жить согласно мирскому мнению, а в одиночестве легко следовать своему собственному; но счастлив
тот человек, который среди толпы живет так,
как он в своем уединении решил, что
надо жить человеку.
Обитатели земной планеты находятся еще в таком состоянии нелепости, неразумия, тупости, что каждый день читаешь в газетах рассуждения правителей народов о
том, с кем и
как надо соединиться для
того, чтобы воевать с другими народами, сами же народы при этом позволяют своим руководителям располагать ими,
как скотом, ведомым на бойню,
как будто жизнь каждого человека не есть его личная собственность.
Так учил Христос. А учил он так потому, что знал, что
как в его время были люди, учившие людей ложному закону бога, так и впредь будут такие люди. Он знал это и учил
тому, что не
надо слушать людей, называющих себя наставниками, потому что учения их затемняют
то простое и ясное учение, которое открыто всем людям и заложено в сердце каждого человека.
Казалось бы, что для
того, чтобы признать важность занятия
тем, что называется наукой,
надо доказать, что эти занятия полезны. Люди же науки обыкновенно утверждают, что так
как мы занимаемся известными предметами,
то занятия эти наверное когда-нибудь будут полезны.
Единственное объяснение
той безумной жизни, противной сознанию лучших людей всех времен, которую ведут люди нашего времени, в
том, что молодые поколения обучаются бесчисленным самым трудным предметам: о состоянии небесных тел, о состоянии земли за миллионы лет, о происхождении организмов и т. п., не обучаются они только
тому одному, что всем и всегда нужно:
тому,
какой смысл человеческой жизни,
как надо прожить ее, что думали об этом вопросе и
как решили его мудрейшие люди всех веков.
Наука — это пища для ума. И эта пища для ума может быть так же вредна,
как и пища телесная, если она не чиста, подслащена и если принимаешь ее не в меру. Так что и умственной пищи можно переесть и заболеть от нее. Для
того, чтобы этого не было,
надо так же,
как в телесной пище, принимать ее только тогда, когда голоден, когда чувствуешь необходимость узнать, — только тогда, когда знание нужно для души.
Она просвещеннее ученого, потому что у нее есть ответ на главный вопрос, что такое ее жизнь и
как ей
надо жить;
тот ученый же, имея самые хитроумные ответы на самые сложные, но неважные вопросы жизни, не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?
Наукой люди называют либо
ту самую важную на свете науку, по которой человек узнает,
как ему
надо жить на свете, либо все
то, что лестно знать человеку и что может, или иногда и не может, пригодиться ему. Первое знание — великое дело, второе — большей частью пустое занятие.
Для
того, чтобы не подпасть этому соблазну, человеку
надо понимать и помнить, что готовиться некогда, что он должен жить наилучшим образом сейчас, такой,
какой он есть, что совершенствование, нужное для него, есть только одно совершенствование в любви, а это совершенствование совершается только в настоящем.
Мы путаемся в мыслях о будущей жизни. Мы спрашиваем себя, что будет после смерти? Но ведь об этом нельзя спрашивать, — нельзя спрашивать потому, что жизнь и будущее — это противоречие: жизнь только в настоящем. Нам кажется, что она была и будет, — а жизнь только есть.
Надо решать не вопрос о будущем, а о
том,
как жить в настоящем, сейчас.
Для
того, чтобы уважать других,
как самого себя, и поступать с ними так,
как мы желаем, чтобы с нами поступали, — а в этом главное дело жизни, — нужно владеть собой. А чтобы владеть собой,
надо приучать себя к этому.
Если ты знаешь,
как надо жить людям, и желаешь им добра,
то будешь высказывать им это. Высказывать же это будешь стараться так, чтобы они поверили в твои слова. Для
того же, чтобы они поверили тебе и поняли тебя, тебе
надо постараться передать твои мысли не с раздражением и гневом, а спокойно и с добром.
И потому, чтобы понять учение Христа,
надо прежде всего опомниться, одуматься,
надо, чтобы в нас совершилось
то самое, что, проповедуя свое учение, говорит предшественник Христа, Иоанн, таким же,
как мы, запутанным людям.
Для
того, чтобы точно, не на словах, быть в состоянии любить других,
надо не любить себя, — тоже не на словах, а на деле. Обыкновенно же бывает так: других, мы говорим, что любим, но любим только на словах, — себя же любим не на словах, а на деле. Других мы забудем одеть, накормить, приютить, — себя же никогда. И потому для
того, чтобы точно любить других на деле,
надо выучиться забывать о
том,
как одеть, накормить, приютить себя, — так же,
как мы забываем сделать это для других людей.
Прекрасны слова молитвы: «Приди и вселися в ны». В этих словах всё. Человек имеет всё, что ему нужно, если бог вселится в него. Для
того же, чтобы бог вселился в человека, делать нужно только одно: умалить себя, чтобы дать место богу.
Как только человек умалит себя, бог тотчас же вселяется в него. И потому для
того, чтобы иметь всё, что ему нужно, человеку
надо прежде всего смириться.
Болезнь нападает на всякого человека, и ему
надо стараться не о
том,
как вылечить себя от болезни, а
как наилучшим образом прожить в
том положении, в котором он находится.
Когда человека вылечили от смертельной болезни, и он опять живет,
то это похоже на
то,
как когда воз, которому
надо ехать через трясину, вытащили назад, на эту же, а не на
ту сторону. Через трясину не миновать ехать.
И всякому человеку
надо прежде всего решить вопрос, сын ли он хозяина или поденщик, совсем или не совсем он умирает со смертью тела. Когда же человек поймет, что есть в нем
то, что смертно, есть и
то, что бессмертно,
то ясно, что и заботиться он будет в этой жизни больше о
том, что бессмертно, чем о
том, что смертно, — будет жить не
как работник, а
как хозяйский сын.
Неужели тебя страшит перемена? Ведь ничто не делается без перемены. Нельзя согреть воды без
того, чтобы не совершилось превращения с дровами. Питание невозможно без изменения пищи. Вся мирская жизнь есть не что иное,
как перемена. Пойми, что ожидающее тебя превращение имеет
тот же точно смысл, что оно только необходимо по самой природе вещей.
Надо заботиться об одном,
как бы не сделать чего-нибудь противного истинной природе человеческой,
надо поступать во всем,
как и когда она укажет.
Для
того, чтобы жить и не мучиться,
надо надеяться на радости впереди себя. А
какая же может быть надежда радости, когда впереди только старость и смерть?
Как же быть? А так: чтобы полагать свою жизнь не в телесных благах, а в духовных, не в
том, чтобы становиться ученее, богаче, знатнее, а в
том, чтобы становиться всё добрее и добрее, любовнее и любовнее, всё больше и больше освобождаться от тела, — тогда и старость и смерть станут не пугалом и мучением, а
тем самым, чего желаешь.
Люди спрашивают: что будет после смерти? На это
надо ответить так: если ты точно не языком, а сердцем говоришь: да будет воля твоя,
как на земле, так и на небе,
то есть
как во временной этой жизни, так и во вневременной, и знаешь, что воля его есть любовь,
то тебе нечего и думать о
том, что будет после смерти.