Неточные совпадения
Суеверие церкви состоит в вере в то, что непрестанно уясняющаяся
людям религиозная
истина была раз навсегда открыта и что известные
люди, присвоившие себе право учить
людей истинной вере, находятся в обладании единой, раз навсегда выраженной религиозной этой
истины.
27) Ко всем суевериям приводит
человека допущение лжи, и потому для борьбы с суевериями
человеку нужны усилия воздержания себя от противных
истине поступков, слов и мыслей, т. е. усилия правдивости.
Очень удивительно то, что большинство
людей тверже всего верят самым старинным учениям о вере, таким, какие уже не подходят к нашему времени, а откидывают и считают ненужными и вредными все новые учения. Такие
люди забывают то, что если бог открывал
истину древним
людям, то он всё тот же и точно так же мог открыть ее и недавно жившим и теперь живущим
людям.
Когда
истина высказывается
человеком, то это не значит того, чтобы
истина эта исходила из
человека. Всякая
истина от бога. Она только проходит через
человека. Если она проходит через этого, а не другого
человека, то это только оттого, что этот
человек сумел сделать себя настолько прозрачным, чтобы
истина могла проходить через него.
А между тем, признай только
люди эту основную
истину христианства — единство в
людях духовного начала — и изменилась бы вся жизнь
людей и установились бы между
людьми такие отношения, которые мы не можем представить себе теперь.
Если бы мы только твердо держались того, чтобы соединяться с
людьми в том, в чем мы согласны с ними, и не требовать от них согласия с тем, с чем они несогласны, мы бы были гораздо ближе к Христу, чем те
люди, которые, называя себя христианами, во имя Христа отделяют себя от
людей других вер, требуя от них согласия с тем, что ими считается
истиной.
«Соблазнам должно прийти в мир», — сказал Христос. Я думаю, что смысл этого изречения тот, что познание
истины недостаточно для того, чтобы отвратить
людей от зла и привлечь к добру. Для того, чтобы большинство
людей узнало
истину, им необходимо, благодаря грехам, соблазнам и суевериям, быть доведенными до последней степени заблуждения и вытекающего из заблуждения страдания.
Все
люди признают со временем
истину, давно уже постигнутую передовыми
людьми всех народов, а именно ту, что главная добродетель человечества состоит в подчинении законам высшего существа.
А для того, чтобы богатому любить не словом или языком, а делом и
истиной, надо давать просящему, как сказал Христос. А если давать просящему, то как бы много имения ни было у
человека, он скоро перестанет быть богат. А как только перестанет быть богат, так и случится с ним то самое, что Христос сказал богатому юноше, то есть не будет уже того, что мешало богатому юноше идти за ним.
Как бурьян, когда вырастает в пшенице, вытягивает влагу, соки из земли и заслоняет пшеницу от солнца, так же и гордость забирает в себя все силы
человека и заслоняет от него свет
истины.
От этого-то богатые
люди и преследовали первых христиан, и от этого-то и сделалось то, что, когда стало ясно, что
истину нельзя уже скрывать, богатые извратили христианское учение так, что учение это перестало быть истинным христианским, а сделалось служителем богатых.
Учить
людей можно тем, чтобы открывать им
истину и показывать пример добра, а никак не тем, чтобы заставлять их силою делать то, что нам хочется.
В молодых годах
люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше
истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах
людей, когда
люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно
человеку, советуют
людям ничего не желать, не искать, а жить, как животное.
Лжеучение государства вредно уже одним тем, что выдает ложь за
истину, но больше всего вредно тем, что приучает добрых
людей делать дела, противные совести и закону бога: обирать бедных, судить, казнить, воевать и думать, что все эти дела не дурные.
То, что от государства с его податями, судами, казнями, много зла
людям, все видят. Все видят и то, что для того, чтобы освободиться от этого зла, надо только не поддерживать государство в его злых делах. Отчего же
люди не освобождаются от зла государства? От лжеучения государства? А от лжеучения одно спасение —
истина.
Человеку, не думавшему о вере, кажется, что есть только одна истинная вера — та, в какой он родился. Но только спроси себя, что бы было, если бы ты родился в другой вере, христианин — в магометанской, буддист — в христианской, христианин — в браминской? Неужели только мы, в своей вере, в
истине, а все остальные во лжи? Вера не станет
истиной от того, что ты будешь уверять себя и других, что она одна истинная.
Каждая церковь представляет точно такие же доказательства своей преемственности и даже чудес в пользу истинности своей, как и всякая другая. Так что строгое и точное определение того, что есть церковь (не как нечто фантастическое, чего бы нам хотелось, но как то, что есть и было в действительности) — только одно: церковь есть такое собрание
людей, которые утверждают про себя, что они находятся в полном и единственном обладании
истины.
Церковь, истинная церковь, то есть соединение
людей истинно и потому одинаково верующих, всегда внутренняя. Царство божие внутри вас есть.
Люди, не знающие друг друга, отдаленные друг от друга и пространством и временем, неразрывно соединены единой исповедуемой ими
истиной. Церковь же внешняя, соединяя
людей во времени и в пространстве, нарушает истинное внутреннее единение, подставляя на место его наружное.
Есть свет
истины, и есть
люди, со всех сторон приближающиеся к нему, со стольких разных сторон, сколько есть радиусов в круге, — стало быть, до бесконечности разнообразными путями. Будем всеми силами стремиться к свету
истины, объединяющему всех, а насколько мы близки к нему и объединены — судить не нам.
Всякий великий религиозный гений всё больше и больше уясняет религиозные
истины и содействует этим всё большему и большему единению
людей.
Когда
люди без проверки своим разумом принимают за несомненные
истины то, что передается им за таковые другими
людьми, они подпадают суеверию. Таково в наше время суеверие науки, то есть признание несомненными
истинами всего того, что передается за таковые профессорами, академиками, вообще
людьми, называющими себя учеными.
Как египтянин на все положения, которые ему предлагались жрецами как
истина, не смотрел так, как мы теперь смотрим на них, — как на верования, — а как на откровения высшего, доступного
человеку знания, то есть науку, точно так же и теперь наивные
люди, не знающие науки, смотрят на всё то, что им выдается теперешними жрецами науки за несомненную
истину, — верят в нее.
Законная цель наук есть познание
истин, служащих к благу
людей. Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих зло в жизнь человеческую. Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
Суеверия и обманы мучат
людей. Избавление от них только одно:
истина.
Истину же мы познаем и сами собою и через мудрых и святых
людей, живших до нас. И потому для доброй и хорошей жизни нужно и самому искать
истину и пользоваться теми указаниями
истины, которые дошли до нас от прежних мудрых и святых
людей.
Одно из могущественнейших средств познания
истины, освобождающей от суеверий, состоит в узнании всего того, что в прошедшем сделано человечеством для познания вечной, общей всем
людям,
истины и выражения ее.
Лессинг говорил, что дает радость
человеку не самая
истина, а усилие, какое делает
человек, чтобы добраться до нее. То же можно сказать и о добродетели: радость, даваемая добродетелью, заключается в усилии, приближающем к ней.
Большинство
людей, приведенное к необходимости признания
истины христианства, всё еще не берет эту
истину за основание своей деятельности.
Начиная от Сократа до Христа и от Христа вплоть до тех
людей, которые из века в век умирают за
истину, все мученики веры доказывают неправду этого рабского учения и громко говорят нам: «Мы тоже любили жизнь и всех
людей, которыми жизнь наша была красна и которые умоляли нас прекратить борьбу.
Насколько чисто стекло сосуда, настолько светит через него свет
истины, — светит и для самого
человека и для других.
Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. Всякая
истина уже лежит в душе всякого
человека. Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
Уныние есть такое состояние души, при котором
человек не видит смысла ни в своей, ни во всей жизни мира. Избавление от него есть только одно: вызвать в себе лучшие мысли свои или других
людей, которые были тобою сознаны и которые объясняли тебе смысл твоей жизни. Вызывание таких мыслей совершается повторением тех высших
истин, которые знаешь и можешь высказать сам себе — молитвой.
Входная дверь в храм
истины и блага низкая. Войдут в храм только те, которые пригнутся. И хорошо тем, кто пройдет в дверь. В храме же великий простор и свобода, и
люди там все любят друг друга, помогают друг другу и не знают горя.
Учения о всегдашнем повиновении установленным властям, о принятии за
истину всего того, что проповедуется
людьми, не могут быть приняты
человеком, признающим высшим судьей
истины свою божественную природу.
Если что правда, то давайте верить в это все: бедные, богатые, мужчины, женщины и дети. Если же что неправда, то не будем верить никто: ни богатые, ни бедные, ни толпы
людей, ни женщины, ни дети.
Истину надо провозглашать с крыш.
В склонности верить в то, что нам выдается за
истину, заключается и добро и зло. Именно эта склонность делает возможным поступательное движение общества, и именно она делает это поступательное движение столь медленным и мучительным: каждое поколение благодаря ей без усилия получает достающееся ему по наследству знание, приобретенное тяжелым трудом прежде живших
людей, и каждое поколение благодаря ей оказывается порабощенным ошибками и заблуждениями своих предшественников.
Для каждой, входящей в сознание
людей,
истины, заменяющей прежнее заблуждение, бывает время, когда заблуждение явно и очевидна
истина, долженствующая заменить его. Но
люди, которым или выгодно это заблуждение, или привычно им, стараются всеми силами поддержать его. В такие времена бывает особенно важно смелое провозглашение
истины.
Если
люди говорят вам, что не надо во всем добираться до правды, потому что полной правды никогда не найдешь, не верьте им и бойтесь таких
людей. Это самые злые враги не только
истины, но и ваши.
Как ни соблазнительна бывает ложь и все ее соблазны, бывает время, что ложь так замучает
человека, что
человек, уже не для того, чтобы искать
истину, а только для того, чтобы избавиться от всей, нераздельной с ложью, путаницы, от которой он страдает, обращается к
истине и в ней одной находит спасение.
Опасность его в том, что
люди живут не тем божественным разумом, который дан каждому из них, а тем общим, извращенным разумом, который сложился среди
людей для оправдания их страстей.
Люди страдают и ищут спасения. Что же спасет их? Одно уважение к своему разуму и следование
истине.
Ложь закрывает от нас бога и в нас самих и в
людях, и потому нет ничего дороже
истины, возвращающей нас к любви к богу и ближнему.
Нет несчастья хуже того, когда
человек начинает бояться
истины, чтобы она не показала ему, как он дурен.
Просматривая историю человечества, мы то и дело замечаем, что самые явные нелепости сходили для
людей за несомненные
истины, что целые нации делались жертвами диких суеверий и унижались перед подобными себе смертными, нередко перед идиотами или сластолюбцами, которых их воображение превращало в представителей божества; видим, что целые народы изнывали в рабстве, страдали и умирали с голоду ради того, чтобы
люди, жившие их трудами, могли вести праздную и роскошную жизнь.
Не надо бояться тех разрушений, которые совершает разум в установленных
людьми преданиях. Разум не может ничего уничтожать, не заменяя его
истиной. Таково его свойство.
Исправление существующего зла жизни не может начаться ни с чего другого, как только с обличения религиозной лжи и установления религиозной
истины в себе каждым отдельным
человеком.
Разум дан не на то, чтобы научить
человека любить бога и ближнего. Это вложено помимо разума в сердце
человека. Разум дан
человеку на то, чтобы указать ему, что ложь и что
истина. А стоит
человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно.
Заблуждения и несогласия
людей в деле искания и признания
истины происходят не от чего иного, как от их недоверия к разуму; вследствие этого жизнь человеческая, руководимая обычаями, преданиями, модами, суевериями, предрассудками, насилием и всем, чем угодно, кроме разума, течет сама по себе, а разум существует сам по себе.
Заблуждения и несогласия
людей в деле признания единой
истины — не оттого, что разум у
людей не один или не может показать им единую
истину, а оттого, что они не верят в него.
Свободен
человек только тогда, когда он в
истине.