Ее свободное обращение с ним и прогулки верхом объяснялись, с ее стороны, дикостью и неровностью характера, наивностью, может быть еще
недостатком воспитания, незнанием условий света; со стороны матери — слабостью и недальновидностью.
Главные предметы обличения сатиры екатерининского времени были: во-первых,
недостаток воспитания, невежество и грубость нравов; во-вторых, ложное образование, то есть французские моды, роскошь, ветреность и т. п.; в-третьих, приказное крючкотворство и взяточничество. По этим трем предметам г. Афанасьев даже разделяет рассмотрение сатиры того времени по трем особым главам. Посмотрим же, что ею сделано.
Мы знаем, что теперь, когда умы всех обращены к интересам первой важности — к отменению крепостного права, к гласности, злоупотреблениям между чиновниками,
недостаткам воспитания и образования и т. п., — теперь немногие захотят заглянуть в статью, толкующую о вопросах литературных, не касающихся жизни.
С последним замечанием можно не согласиться, потому что самые
недостатки воспитания представляют, конечно, историческое явление, вытекающее из современного порядка вещей.
Неточные совпадения
— Что же это: врожденная неспособность вследствие законов природы, — говорил он, — или
недостаток подготовки,
воспитания?.. Где же эта симпатия, не теряющая никогда естественной прелести, не одевающаяся в шутовский наряд, видоизменяющаяся, но не гаснущая? Какой естественный цвет и краски этого разлитого повсюду и всенаполняющего собой блага, этого сока жизни?
Обнаруживается вековой
недостаток честности и чести в русском человеке,
недостаток нравственного
воспитания личности и свободного ее самоограничения.
Родилась она от весьма бедных помещиков и не получила никакого
воспитания, то есть не говорит по-французски; в Москве даже никогда не бывала — и, несмотря на все эти
недостатки, так просто и хорошо себя держит, так свободно чувствует и мыслит, так мало заражена обыкновенными недугами мелкопоместной барыни, что поистине невозможно ей не удивляться…
Русские гувернанты у нас нипочем, по крайней мере так еще было в тридцатых годах, а между тем при всех
недостатках они все же лучше большинства француженок из Швейцарии, бессрочно-отпускных лореток и отставных актрис, которые с отчаянья бросаются на
воспитание как на последнее средство доставать насущный хлеб, — средство, для которого не нужно ни таланта, ни молодости, ничего — кроме произношения «гррра» и манер d'une dame de comptoir, [приказчицы (фр.).] которые часто у нас по провинциям принимаются за «хорошие» манеры.
Распущенность ли наша,
недостаток ли нравственной оседлости, определенной деятельности, юность ли в деле образования, аристократизм ли
воспитания, но мы в жизни, с одной стороны, больше художники, с другой — гораздо проще западных людей, не имеем их специальности, но зато многостороннее их. Развитые личности у нас редко встречаются, но они пышно, разметисто развиты, без шпалер и заборов. Совсем не так на Западе.